Воцерковление младенца. Родители и дети. Воцерковление. В чем смысл воцерковления
Здравствуйте! Давно хотел спросить: у вас в соборе воцерковляют младенцев и вносят в алтарь до крещения. А почему так? Обычно же после крещения происходит воцерковление и внесение в алтарь.
ОТВЕТ
Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос!
Он распадается на два:
1) Воцерковление до Крещения
Такой порядок предусмотрен нашим православным Требником, молитвы и богослужения в котором («требы», имеющие в виду духовные потребности конкретного человека) расположены в соответствии с хронологией жизни человека (от молитвы в первый же день жизни, которую мало кто читает, до отпевания).
Именно там воцерковление младенца и стоит прежде Крещения.
Строго говоря, это обряд 40-го дня после рождения, предусматривающий не только молитву о младенце, но и молитву о матери на ее вход в храм и возможность приступать к Причастию. Правда, этот срок мало кто соблюдает.
Богословским обоснованием этого обряда является евангельская параллель с принесением Младенца Иисуса на 40-й день после Рождества в Иерусалимский храм (Лк. 2:22-23) — история, лежащая в основе праздника Сретения Господня. Неслучайно в конце воцерковления священник произносит молитву праведного Симеона «Ныне отпущаеши».
То, что в большинстве храмов это делают, совмещая с Крещением (точнее говоря, немедленно после Крещения), можно оправдать по принципу «чтоб два раза не ходить» — из чисто практического удобства.
В Феодоровском соборе воцерковление до Крещения не является общеобязательной нормой (возможно и воцерковление в соответствии с общепринятой практикой — совмещая с Крещением), но всё же мы стараемся склонить родителей, желающих покрестить своё дитя в нашем храме, к тому, чтобы сделать это именно так — торжественно, во время церковного собрания, как правило, в конце воскресной Литургии.
В этом, во-первых, глубокий духовный смысл, основанный на Библии (о чем было сказано выше): подобно Христу-Младенцу, дитя приносят в храм, чтобы «представить пред Господа» (Лк. 2:22), а затем, после такого «представления», крестить.
Во-вторых, в этом есть, как говорят, миссионерский смысл, особенно актуальный в наши дни: ведь многие молодые родители, желающие крестить своих детей, имеют слабое представление о Церкви как о богослужебном собрании. И здесь уже не только младенец «представлен пред Господа», но и Церковь представлена перед этими людьми, малознакомыми с нею. Тем самым им, хотя бы мимолетно, демонстрируется Церковь, членом которой через Крещением станет их младенец (о Крещении как о вступлении в Церковь идет речь на предварительной беседе и именно там озвучивается приглашение прийти на Литургию для воцерковления).
Наконец, в-третьих , этот трогательный обряд очень украшает службу и выглядит очень символично, напоминая всем присутствующим о том, что в каждом дитя потенциально рождается Христос, Которого встречает Церковь в лице священника, каждый раз произносящего великие слова радости, однажды произнесённые старцем Симеоном и навсегда запечатленные в Евангелии.
2) Внесение в алтарь некрещеных
Речь идёт не о «взрослых грешниках», а о младенцах, так сказать, невинных блаженных существах. И эта практика (внесение в алтарь младенцев до крещения, при воцерковлении) существовала в древности, хотя впоследствии и была упразднена. Вносили, кстати, не только мальчиков, но и девочек…
Что уводит подростков, воспитанных в воцерковленных семьях, из Церкви? Стоит за расцерковлением юношей и девушек кризис веры, неприятие лицемерия или тяга ко греху? На вопросы отвечает игумен Петр (Мещеринов).
— Многие священники говорят, что более 75% воцерковлённых подростков перестают ходить в храм. Получается, что 8 подростков из 10 уходят из церкви… А что бы вы могли сказать по этому поводу (на основании ваших наблюдений)? Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?
— Действительно, печальный опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Здесь есть несколько причин.
Первая - то, что церковность в сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания, представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских» комплексов, мимикрировавших под православный обиход (безответственность - под видом « », неуважение к себе и к другим людям - под видом « », разобщённость и злоба - под видом «борьбы за чистоту Православия» и т.д.). Дети просто не получают настоящего христианского духовного и нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все авторитеты подвергаются сомнению, - «церковь без Христа» этой проверки не выдерживает. Ведь если произошла живая встреча со Христом, от Него невозможно уйти. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу (Пс. 138, 7)? А Церковь только затем и существует, чтобы эта встреча произошла, чтобы общение со Христом крепло и росло. Если именно такой церковности в семье нет, то дети, становясь юношами и девушками, в силу особенной чувствительности подросткового возраста к истине и её отсутствию, ко лжи и лицемерию, псевдоцерковность отвергают.
Вторая причина - что в силу той же восприимчивости к истине и лжи подростки начинают чувствовать недолжное состояние многих сторон современной православной жизни. Молодые люди уходят не из Православной Церкви, а из сегодняшнего российского варианта церковности. В нём нет многих атрибутов подлинной Церкви: общинности, любви, солидарности, правды и дерзновения говорить правду, нестяжательности, мудрости, несвязанности стихиями мира сего. Место всего этого занимает гипертрофированная богослужебно-дисциплинарная сторона, к которой принуждали всю жизнь своих детей православные родители, складывая у них убеждение, что Христова Церковь - это только лишь хождение в церковь. Вот все эти ставшие самоцелью «должен» и «нельзя», посты, запреты, обязательность выстаивать богослужения и читать дома одно и то же обрыдшее правило и отвергаются молодыми людьми - потому что в них они не обрели Христа и Его Церковь.
Вдобавок пустое место отсутствующей подлинной церковности занимают у нас вещи по сути нецерковные. Именно от них и уходят молодые люди. От брюзжания на современность, политиканства, коммерции, от того, что говорится одно, а живётся по-другому. От сусальности и лицемерия взрослых, от ханжества, сведения христианства только лишь к елейной лексике и к узкой субкультуре. От того, что нравственность, прямодушие, честность подвергаются в современном обществе, а вслед за ним и в современной церковности, аберрации. От того, что на это нет никакой . От стремления поверхностного православия задушить всякую душевность и эмоциональность, которые особенно важны в подростковом возрасте. От идеологии «яко свиния лежу в калу». От изоляционизма и злобы на весь мир - особенно это тяжело тем молодым людям, студентам, которые побывали в Европе…
Совершенно отталкивают от себя нормальных молодых людей наши церковные страшилки, апокалиптика, «младостарцы», кликушеские паломничества и проч., и проч. От этого и уходят. И нельзя сказать, что с какой-то агрессией - скорее с усталостью и желанием сбросить с себя обузу. От Христа усталости не бывает, жизнь Им и с Ним ежесекундно интересна и захватывающа. И если в наиболее чутком возрасте молодые люди Церковь оставляют, значит, Христа они в нашей церковной жизни не нашли.
Третья причина - и это тот единственный действительно обоснованный упрёк, который можно предъявить современной молодёжи - . Произошедшая в середине XX века так называемая «сексуальная революция» имела одним из своих последствий то, что в сфере общепринятой морали добрачные связи перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми. Достаточно сравнить отношение к супружеским и к досупружеской интимной жизни: первое так или иначе всё же не одобряется и осуждается, второе стало в постхристианском мире принятым как норма.
Надо сказать, что сегодня это является, пожалуй, самой серьёзной пастырско-миссионерской проблемой: для множества молодых людей, вкусивших такой «новой морали», оставаться в Церкви с её неизменно отрицательным отношением к добрачным связям становится очень сложным. Но тут мы как раз и видим «срабатывание» тех факторов, о которых я сказал выше. Да, в Церкви есть правила, нормы и условия, на которых она будет стоять до скончания века - истины веры и нравственности. К ним относится И если бы наша церковная жизнь полноценно выявляла Христову Церковь и своей красотой привлекала людей, то такие нравственные условия многие молодые люди, и даже, может быть, большинство молодых людей, скорее бы всего, приняли, потому что взамен они бы получили живую жизнь во Христе и всестороннюю реализацию достойного человеческого и христианского существования. А так получается: от лица Церкви возглашается - нельзя! этого не делай! Хорошо, ответит молодёжь; а что взамен? А ничего… Посты и правила, хождение в церковь, торговля и кликушество. Для молодого человека это неприемлемо. Ради Христа он готов пойти на целомудрие. Ради обрядовости, ура-патриотизма и т.п. - никак.
— Некоторые священники, чтобы заинтересовать подростков, при храмах создают кружки, военно-патриотические клубы, театральные студии, спортивные секции и т.д. Что бы вы могли сказать о подобной практике, исходя из собственного пастырского опыта)?
— Прежде всего нужно понять, что здесь невозможно создание каких-то «выделенных мест», в которых течение жизни совершается по-другому, нежели во всей церковной жизни. Уход молодёжи из Церкви - прямое следствие общего положения дел на наших приходах и в православных семьях. Стало быть, нужно начинать с этого.
Можно устроить сто кружков при храме; но если молодые люди не увидят в самой нынешней православной церковности Христа, то, что Его Его свет и любовь преображают их родителей, - все эти начинания будут бесполезными. Церковь, в конце концов, не дворец пионеров. Поэтому нужно изо всех сил стремиться превращать наши приходы в настоящие христианские общины, в которых естественным порядком нашлось бы место и молодёжи. Тогда бы и люди внешние, глядя на своих сверстников, имеющих в своих общинах полноту и радость жизни, зауважали бы Церковь и прониклись бы к ней, по крайней мере, интересом. А пока такого уважения и интереса к церковной жизни нет - и рассчитывать на то, что какие-то отдельные меры будут успешны, не приходится.
Хотя, конечно, сказанное не означает, что ничего делать не надо. Разумеется, нужно создавать внебогослужебную среду общения молодёжи всеми средствами, которые есть в распоряжении того или иного прихода. Но наиболее эффективной здесь будет сама настоящая христианская жизнь.
— Если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Священное Писание со священником, как вы считаете, им это будет интересно? И если - да, то как это лучше организовать?
— Это зависит от священника. Во-первых, священник должен не только знать и любить , но и уметь прилагать его к современной жизни во всех её проявлениях. Во-вторых, священник должен быть абсолютно честен и искренен перед молодыми людьми. Если эти два условия будут соблюдены, то подросткам это, несомненно, будет интересно.
Но и тут мы упираемся в сказанное выше. Любовь к Священному Писанию в иерархии ценностей, принятых явочным порядком - и увы, вовсе не без участия священников - в нашей приходской жизни, стоит совсем не на первом и даже не на десятом месте, а где-то в конце списка. Честность же - вообще такое качество, культивирование которого большинству наших православных не очень свойственно. А для священника быть открытым, искренним и честным - это просто великий подвиг, которому препятствуют многие факторы, начиная от корпоративной этики, отношений с архиереем, благочинным и настоятелем и заканчивая материальной стороной жизни, когда основное обеспечение большой священнической семьи идёт за счёт треб, ритуалов и бытового магизма, а вовсе не евангельской проповеди.
Подытоживая, могу сказать: подростки и молодые люди, уходящие из Церкви, - индикатор положения в нашей церковной жизни. И положение это неблагополучное. Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы поддавшуюся на «западное влияние», «козни врагов» и проч., а самих себя: как это мы так распорядились двадцатью годами церковной свободы, что молодые люди из Церкви уходят. Осмыслить этот вызов и изменить положение вещей - важнейшая задача как пастырей нашей Церкви, так и всех православных христиан.
Это большое, сложное и ответственное дело, сравнимое по значимости со строительством храма Божьего, только живого.
Некоторые праздники церковного года дают повод к разговору на эту тему. Одними из таких праздников являются праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы и праздник Сретенья Господня.
Тема эта обширна и многогранна, обо всем сразу сказать невозможно. Нужно сначала обозначить некоторые общие принципы духовного воспитания.
К духовному воспитанию детей призваны не только пастыри церкви, но в первую очередь родители. Большинство родителей ломают головы над вопросами: как сделать так, чтобы ребенок привык и полюбил ходить в храм, как объяснить, что значит «святыня»? Как донести до ребенка, что в храме нельзя баловаться, бегать, играть? Как сделать так чтобы ребенок не ушел из церкви на сторону далече? Во-первых:
Детям нужен живой родительский пример
Воцерковление – это процесс совместного духовного воспитания родителей и детей. Если кто-то из родителей становится ближе к Богу, внутренне меняется, то это чувствуют дети. А если родители не стремятся жить по заповедям Божьим, то очень трудно приобщить ребенка к жизни по ним.
В деле воцерковления детей важна мера и постепенность
Самая распространенная ошибка родителей это попытка возложить на ребенка то, что должен или хочет выполнить он сам. Взрослые часто приходят в храм, когда сами только начинают воцерковляться и им кажется, что и их дети, переживают то же, что и они сами. Но в деле воцерковления ребенка нужно жертвовать своими духовными интересами ради него, но к этому не все готовы. Приведя ребёнка в храм, нужно быть с ним в храме столько, на сколько у него на данный момент хватает сил и внимания.
Родители должны собирать и изучать церковное предание о духовном воспитании детей
То есть знакомиться с опытом духовного воспитания известных пастырей, святых отцов, старцев, многодетных родителей. Так, например, афонский старец Паисий Святогорца советовал матерям:
«Вместо того, чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными, – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно, и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?».
Родительская и, в первую очередь, материнская молитва за детей
Огромное количество примеров чудодейственной и преображающей силы родительской молитвы. Не ослабевайте в молитве, молитесь за своих детей, потом они будут молиться за вас.
Выбрать духовника для вашей семьи
Как поститься ребенку, какие молитвы читать перед причастием, как часто причащаться – эти и многие другие вопросы лучше решать со священником в реальном, живом общении. Все дети безгранично разные, и то, что для одного ребенка будет благом, для другого может принести вред.
Совместное духовное чтение
Не стоит забывать о духовном чтении. Общее правило: детям нужно как можно больше читать вслух. Что читать? Тут нужен индивидуальный подход. Важно помнить, что далеко не все, что нравится маме, подойдет ребенку.
Живое общение с ребенком
Другая необходимая вещь в каждой семье – это общение. С ребенком нужно разговаривать. Надо постараться найти понятные для ребенка образы, сравнения, чтобы он в силу своего возраста понимал происходящее. То есть, чтобы ребенок не просто автоматически шел с мамой за ручку в храм. Конечно, объяснить многие вещи трудно, а порой и просто невозможно, но дети часто исподволь усваивает христианские истины.
Роль современной воскресной школы в деле духовного воспитания детей
Главная функция Воскресной школы – дать ребенку духовную «прививку».
Воскресная школа существует в помощь родителям в деле церковного воспитания детей. В деятельности воскресной школы очень многое зависит от учителя. Педагог воскресной школы должен быть человеком глубокой веры. После занятий в школе дома нужно разговаривать с ребенком на тему того, о чем говорили в воскресной школе. Важно, чтобы в семье была доброжелательная атмосфера, не было споров и ссор. Тогда ребенок естественно воцерковляется. Главное, чтобы внутреннее воцерковление, не заменялось только внешним.
Важна не сумма полученных знаний, нужно дать понять ребенку, что есть мир, который живет по Божьим законам, где тебя любят, какой бы ты ни был.
Через обучение, общение, совместную деятельность в воскресной школе дети проходят подготовку ко взрослой жизни. Им есть куда вернуться, даже если позднее они отойдут от церкви.
Самый важный результат религиозного образования – это дать ребенку «прививку любви». Ребенок должен знать, что есть место на земле, где его любят, всегда выслушают, поймут и дадут добрый совет.
Участие в богослужебной практике Церкви (постах, таинствах и обрядах). Как, в какой мере к этому нужно приобщать детей?
Дети должны принимать посильное участие в домашней и церковной молитве. Для них важен живой пример молящихся родителей. Очень важно привлекать детей к участию в праздничных обрядах, чтобы они чувствовали себя участниками церковного события, а не наблюдателями.
Можно поручить им что-нибудь сделать к празднику: например собрать или купить букет к иконе Божией Матери, покрасить яички к Пасхе, испечь детский кулич. Во время освящения вербы, яблок, меда, крестных ходов, поклонения Кресту или Плащанице, детей нужно обязательно привлекать. Дети хотят быть важными, чувствовать свою сопричастность к происходящему.
В день Прощеного воскресенья нужно попросить прощения и у своих детей. Вы не уроните свой родительский авторитет – напротив, поднимите его в глазах ребенка. Дети часто обижаются на нас, так как мы бываем несправедливы к ним.
Понимать, что в церковном воспитании существуют свои этапы, каждый из которых имеет свои цели, задачи и особенности.
Посещения храма с маленькими детьми требует небольшого времени и максимального внимания.
Случай из жизни митрополита Антония Сурожского. Как-то однажды бабушки-прихожанки пожаловались митрополиту Антонию на то, что дети мешают во время службы молиться. Владыка пообещал убрать всех детей в том случае, если хоть кто-то поднимет руку и скажет, что у него не было во время службы праздных мыслей. Но владыка говорил также и о том, что Бога слышишь в тишине, и грех эту тишину нарушать. Потому нужно стремиться искать компромисс, чтобы и детям не навредить, и прихожанам не помешать.
Маленькому ребенку нужно суметь объяснить, что это не площадка для игр. Здесь нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не распугать ангелов и не мешать молитве других людям. Сказать, что в этом месте ты обязательно получишь от Бога силы, чтобы расти дальше, не болеть, любить своих папу и маму, тебя помажут маслицем и дадут причастие – лекарство от смерти, которое даровал нам Бог.
(Продолжение читайте в следующем выпуске)
Материал подготовила Новоженина О.Б. – экскурсоводмузея Царицыно по материалам сайта «pravmir»
Воцерковление
в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в., когда обычным сделалось Крещение не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Над младенцами совершалось воцерковление, с тем чтобы приобщить их к Церкви еще до Крещения. Чин воцерковления возник уже к VI в. Кроме того, термин «воцерковление» можно отнести и к матери младенца, поскольку только на 40-й дней после родов ей дозволялось вновь входить в храм, т.е. «воцерковляться» (или «всороковляться»). Таким образом, совершение чина воцерковления именно на 40-й день связано, с одной стороны, с тем, что в это время заканчивается положенный срок послеродового очищения матери ребенка, с другой стороны – с воспоминанием евангельского события Сретения (см. Лк. 2, 22-38), которое было обусловлено ветхозаветным законодательством о ритуальной чистоте.
Чин воцерковления сейчас совершается как заключительный акт Крещения; совершение этого обряда распространилось и на новокрещеных взрослых. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом в храм, вносит его в храм, а затем через южные врата – в алтарь (если младенец – мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее следует «полагать» младенца перед Царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику.
Православие. Словарь-справочник . 2014 .
Синонимы :Смотреть что такое "Воцерковление" в других словарях:
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Воцерковление[слав. ; ср. греч. ἐκκλησιάσαι воцерковлять], в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его… … Православная энциклопедия
воцерковление - вцерковление Словарь русских синонимов. воцерковление сущ., кол во синонимов: 1 вцерковление (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов
Воцерковление - (оцерковление) – это процесс вхождения человека во храм как начала его церковной жизни. В широком смысле воцерковление есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути это процесс глубоко… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Воцерковление - обряд Православной церкви, совершаемый над младенцем и его матерью, в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви; установление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воцерковление - Воцерковленный (от церковь; воцерковлённый неправильно) церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно … … Википедия
Воцерковление - дословно первое введении в храм, в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно … Полный православный богословский энциклопедический словарь
За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.
За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви. Вместе с тем, в процессе осмысления деятельности воскресных школ выясняется, что в работе многих из них существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. Об этом, в частности, говорилось на прошедших недавно Рождественских Образовательных Чтениях. Результатом недостаточно эффективной работы воскресных школ часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление их воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви многих из них в подростковом и взрослом возрасте. Поэтому в настоящее время актуальна задача усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры. В настоящем бюллетене мы помещаем материалы, в которых рассматриваются проблемы приходского религиозного образования и рассказывается о полезном опыте работы воскресных школ.
Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни
О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви?
Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей.
Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней.
Какими, на Ваш взгляд, должны быть программы обучения в воскресной школе?
На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?
Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько — при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.
Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения, но, когда речь идёт о взрослых церковных людях (например, студентах семинарии), то можно сказать: «Не хочешь учиться — уходи». В воскресной же школе такой подход недопустим. Принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников.
Наконец, опыт воскресной школы, которой я руковожу, показывает, что воцерковлённым юношам и девушкам нетрудно самостоятельно подготовиться к экзамену по Закону Божию, даже если в воскресной школе эта дисциплина преподавалась слабо (по причине отсутствия хороших законоучителей). С 1994 по 1999 год 13 выпускников нашей воскресной школы поступили в различные вузы Московской Патриархии.
В свете выше сказанного представляется даже опасным требовать, чтобы вероучительные предметы обязательно преподавались в каждой воскресной школе. Желательно, но не обязательно. И, во всяком случае, необязательно, чтобы они были ее стержнем.
Что же должно быть стержнем воскресной школы?
Что Бог пошлёт. Ответ может показаться несерьёзным, но давайте вспомним, что главной задачей воскресной школы является воцерковление детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вживались в церковную общину. Для этого сама воскресная школа должна быть органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы — ее активными членами.
Но ведь общину не собирают искусственно, это невозможно. Можно и даже бывает нужно пригласить специалиста, например, преподавателя Закона Божия. Он может оказаться прекрасным благочестивым человеком, преподавателем высокого класса, у него могут возникнуть хорошие отношения с настоятелем, сотрудниками прихода и прихожанами — и всего этого, однако, недостаточно, чтобы человек стал членом общины. Тут есть какая-то тайна. Во всяком случае, ясно, что стержнем воскресной школы может быть только такая деятельность, которой могут заниматься люди, уже входящие в общину.
Конечно, при большой организаторской сноровке можно «сколотить» православно ориентированное учебное заведение с преподаванием Закона Божия и любых других предметов. Но если оно не будет живой частью церковной общины, дети не будут через него воцерковляться. Хорошей воскресной школе естественно начинаться с одного педагога — настоятеля, а потом подключаются к работе его духовные чада (по мере появления) и люди, которых приглашают специально для работы в воскресной школе.
Какие всё же наиболее предпочтительные стержневые занятия можно выделить?
Во-первых, детский хор. Образно говоря, его КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников. Если детский хор поёт за литургией, естественно, чтобы дети причащались. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься.
Во-вторых, скажем об участии воспитанников воскресной школы в богослужении. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. В нашем храме от алтарников независимо от возраста требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, участие в уборке алтаря.
Есть воскресные школы, стержнем которых является сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Таким стержнем может быть, конечно, и преподавание Закона Божия, если получается.
Продолжая тему об участии воспитанников в богослужении, хотелось бы спросить, каков, во Вашему мнению, педагогический потенциал церковных обрядов?
Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву.
Но в добавление к этому церковные обряды имеют ещё и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнает без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих христианских истин.
Здесь же заметим, что систематическое чтение детям Священного Писания (не «Детской Библии»!) и житий святых (не сказок на житийные темы!) оказывает на детей очень глубокое воздействие. Слово Божие ложится в сердце человека как семя, и, если не будет отвергнуто злым сердцем (не так даже важна реакция ума), то прорастёт и принесёт плоды. Внешне это может показаться незаметным, но значение для духовной жизни человека будет иметь гораздо большее, чем любые истины, воспринятые только умом.
Часто приходится слышать, что одной из основных проблем воскресных школ является нецерковное поведение их воспитанников. В чем, на Ваш взгляд, здесь проблема и каковы пути ее решения?
Думаю, что причина подобных явлений, общих для многих церковных школ, не обязательно в плохой работе педагогов и плохом домашнем воспитании. Хотя, разумеется, недостатки есть, но, даже если бы мы были святы и гениальны, трудности с нравственностью подростков в церковной школе не исчезли бы. Почему?
Во-первых, современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде. Надо учитывать, что воздействие окружающего развращённого мира глубоко и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение и вкусы не только недавно пришедших в школу детей, но и тех, кто провёл с нами несколько лет, и даже детей из церковных семей.
Во-вторых (и это главное), кроме соблазняющего мира и действующих в нём злых духов, есть ещё таинственный промысл Божий о человеке (в том числе, и о каждом из наших учеников), не всегда совпадающий с нашими добрыми, на первый взгляд, планами.
И, в-третьих, есть свобода человека. Он или свободно принимает благую волю Божию о себе, или своевольно отвергает её и живёт так, как ему попущено.
Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей в наших церковных школах, мы всё же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать церковных воспитателей своим поведением. И должен ставиться вопрос не как совершенно избежать этого, а как нам себя вести с нашими воспитанниками, такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков — это наш родительский крест. И родителей по плоти, и родителей по школе.
В церковной школе, к которой дети не привязаны ничем внешним (например, возможностью бесплатного получения хорошего образования по какому-нибудь предмету), обязательно будет большой отсев учеников. А церковная школа, в которой нет большого отсева, столкнётся с проблемой нецерковного поведения церковных детей. Можно было бы просто отчислить всех, кто поступает недостойно высокого звания ученика церковной школы. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.
Подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не их произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами. Поэтому правды о духовной жизни мы от ребят не скрываем, считая снижение нравственных требований опасным обманом, и зло называем злом, но и из воскресной школы их не выгоняем до последней возможности.
Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собой, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми только высокий аскетический тон, то большинство даже верующих детей окажется вне нашего влияния.
Но стоит ли священнику идти на дискотеку, чтобы и там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снисхождение к их немощи дети будут воспринимать как благословение, а это очень разные вещи. Можно знать о непохвальном поведении кого-нибудь из ребят и до времени не заострять на этом внимания, но, когда будет удобно и полезно, выказать свое действительное отношение. Если же священник сам будет участвовать в обычном времяпрепровождении современных детей (пусть даже с благой целью), то как он сможет направить их к высшему?
Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно «закручивать гайки», а когда сделать послабление? Когда жёстко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целым классом, вопрос: «Или ты меняешь свое поведение, или уходишь», а когда сделать вид, что не заметил даже очень серьёзного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.
Педагог может быть в лучшем случае живым и согласным с волей Господа, Его орудием, даже соработником, но методики спасения нет и быть не может. Есть методы обучения, методы нравственного воспитания, но нет методов спасения. Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в воскресной школе должна быть внешним проявлением сердечной молитвы за них. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращённое к Богу желание, чтобы подросток встал на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную. Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каждым приходским священником и перед каждым церковным педагогом. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.
О. Константин, расскажите, пожалуйста, об опыте работы Вашей воскресной школы при Успенском храме г. Красногорска
В воскресной школе при Успенском храме г. Красногорска в настоящее время занимается более 200 детей. Состоит она из двух частей: обычной воскресной школы, ничем особенно не отличающейся от большинства воскресных школ, куда дети приходят 1-2 раза в неделю, и церковной музыкальной школы, ученики которой получают образование в объёме хорового отделения государственной детской музыкальной школы.
Концепцию нашей приходской работы с детьми можно вкратце сформулировать так. Община при храме — это большая дружная семья, состоящая из воцерковлённых людей. Дети, находясь на территории храма и общаясь с ними, постепенно сами входят в их число и становятся церковными людьми. При этом почти не имеет значения, какие предметы есть в такой воскресной школе. Важно вовлечь детей в общение, и те, кто захотят воцерковляться, воцерковятся.
Мы привлекли большое число детей, заинтересовав их и их родителей бесплатным музыкальным образованием. В подробности я сейчас вдаваться не буду, а расскажу о том, в чём мне видится жизненность и в чём — недостаточность нашей концепции и как мы предполагаем разрешать возникшие проблемы. Для этого немного расскажу, с чего началась и как развивалась наша приходская и школьная жизнь.
В 1991 году, когда при Успенском храме г. Красногорска зародилась воскресная школа, наша церковная община была совсем маленькой, человек 10-20. Когда мы впервые поехали в Оптину пустынь в 1992 году, то все уместились в 25-местном ПАЗике, в 1993 году поехали 45 человек, а с 1994 года в один автобус мы уже не умещались. В общине было много юношей и девушек, которые вполне благопристойно, но с удовольствием и интересом общались между собой, дружили, влюблялись. Очень многие старались побольше времени проводить в храме и при храме, по возможности шли в церковь работать. Были тёплые душевные взаимоотношения, при этом люди вполне серьёзно воцерковлялись: молились, причащались, старались бороться со своими страстями.
Вот в такой обстановке и развивалась первое время наша воскресная школа. Дети её очень любили. Школьные классы располагались рядом с комнатами, где жила семья настоятеля, рядом была и церковная трапезная. В общем, большая семья. Воскресная школа была её органичной частью. Дети, вживаясь в воскресную школу, естественно вживались в церковную общину и, само собой, начинали жить и литургической жизнью вместе со взрослыми.
В ходе осмысления выше сказанного и родилась концепция воскресной школы как своего рода семьи, в которую нужно ввести детей под любым предлогом, лишь бы только они оказались в церковной среде. Душевное общение с православными людьми, посильное участие в церковных делах, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин, конечно, очень способствовало и способствует воцерковлению детей.
Жизненность этой концепции проявилась в разных аспектах. Отмечу хотя бы то, что из нескольких десятков детей, которые прошли через нашу воскресную школу, около двадцати стали алтарниками и певчими, один рукоположился, несколько человек учится в разных вузах Московского Патриархата.
Чтобы не возникало слишком радужного впечатления, скажу, что несколько человек из наших выпускников, к сожалению, охладели к церковной жизни, перестали причащаться. Насколько я могу судить, причина в том, что их в переходном возрасте захлестнули плотские страсти. Кто-то из них, мы надеемся, со временем вернётся в Церковь, а кто-то, может быть, и нет. Но тут дело не в концепции воспитательной работы, а в трагизме нашей земной жизни, которая есть не место упокоения, а поле духовной брани.
Теперь о недостаточности рассматриваемой концепции воцерковления. Она стала ощущаться нами года два назад, и мы осознаём её всё больше.
Во-первых, община выросла количественно. Само по себе это, конечно, хорошо, но ведь не бывает дружеских компаний из ста человек. А примерно столько братьев и сестёр стало садиться за праздничный стол на Рождество или Пасху.
Во-вторых, молодёжь, из которой, в основном, состояла первоначальная община, женилась и вышла замуж, пошли и умножились дети. Занятые домашними делами, люди, естественно, стали меньше времени проводить в храме, приходя только на богослужения.
В-третьих, если первые три-четыре года я как настоятель и председатель Приходского совета мог почти каждого, кто жаждал трудиться в храме, принять на работу, то теперь штат заполнился, и принимать на работу новых людей приходится редко. С другой стороны, нужды храма заставляли и заставляют принимать в штат сотрудников подходящей квалификации, но не обязательно своих по душе и по духу. Таким образом, состав общины стал всё меньше совпадать с составом сотрудников. И если первые годы после открытия храма дети, приходя в воскресную школу, приходили одновременно как бы в большую семью, теперь это уже не так. Я не могу сказать, что стало плохо, нецерковно, но стало совсем не так уютно, как раньше.
В-четвёртых, заметные изменения произошли и в учениках. В первые годы существования воскресной школы дети приходили или родители их приводили в неё ради приобщения к Церкви, а мы уже сверх этого давали детям ещё и музыкальное образование (ради удержания их от прогулов), то теперь появилось значительное число детей, которых привели в нашу школу только ради бесплатного образования. С большинством родителей почти отсутствует живое общение, мы их почти никогда не видим ни в храме, ни на школьных мероприятиях, а отношение родителей к школе и к Церкви, конечно, сказывается и на отношений детей.
Наша концепция оказалась жизненной, если община небольшая, состоит из вполне церковных людей и между её членами существуют тёплые дружеские отношения. Тогда всё равно, чем заниматься с детьми, лишь бы они только пришли и им понравилось. Мы учили детей петь, читать с листа хоровые партии и играть на фортепиано, а попутно, как бы невзначай, они приобщались и к церковной жизни. Теперь мы чувствуем и видим, что нужно «на ходу» усовершенствовать концепцию нашей уже давно существующей школы.
Каким, в связи с этим, видится будущее Вашей школы?
В сложившейся сегодня ситуации, когда численность приходской общины около ста человек, когда её состав и структура далеко не совпадают с составом и структурой приходского штата, когда большинство членов общины — люди семейные (неженатых молодых людей не так уж мало, но сегодня не они задают основной тон в общине) и не могут проводить в храме много времени (кроме участия в службах), когда делом, объединяющим всех, стало именно храмовое богослужение, думается, и воскресная школа не должна оставаться только, так сказать, шлюзом, через который дети втягиваются в церковную жизнь, а сама должна зажить полноценной богослужебной жизнью.
Текущий учебный год мы намерены завершить, в основном, по старому учебному плану, а со следующего учебного года предполагаем ввести еженедельное участие всех школьных хоров в литургии (сейчас они поют на службе раз в месяц), заменить предмет «музыкальная литература» на «историю богослужебного пения» и сократить до возможного минимума занятия фортепиано. Уровень пения мы будем стараться сохранить и по возможности повышать, но за соответствие стандарту светской музыкальной школы так держаться, как раньше, уже не будем. Это, конечно, понравится не всем родителям и не всем ученикам. Кто-то от нас уйдёт, но кого-то, я думаю, Бог пошлёт на их место.
О концепции воскресной школы «Живоносный Источник»
Воскресная школа, действующая при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, была организована по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева в октябре 1991 года. В первый период существования школы ее деятельность, по преимуществу, носила традиционный характер. В школе обучалось в то время примерно 50 детей школьного возраста и работало 12 педагогов. Взрослые люди в воскресной школе в тот период не обучались.
Начиная же с сентября 1995 года, воскресная школа «Живоносный Источник» становится некой живой лабораторией по упорядочиванию учебно-воспитательной работы и разработке концепции семейной воскресной школы.
Созидательная деятельность воскресной школы «Живоносный Источник» началась с осмысления ряда типичных педагогических ошибок, связанных с религиозным образованием и катехизацией. Внимание педагогов было обращено на то, что духовные знания, преподаваемые в школе, очень быстро утрачивались детьми, и процесс воцерковления, на необходимость которого учителя постоянно указывали детям, происходил трудно и поверхностно. Зачастую в подростковом возрасте дети вовсе теряли интерес к посещению и школы, и храма.
Было выдвинуто предположение о том, что в ходе религиозного образования и катехизации педагоги не могут занять правильную позицию по отношению к ученикам: происходит неоправданное отождествление функций педагога, воспитателя и функций священника, пастыря. Священник наделен властью от Бога проповедовать Евангелие, толковать Заповеди Божии, призывая ко Спасению. Задачей же педагогов является не столько призыв ко Спасению, сколько формирование духовного произволения, т.е. желания спастись. Для этого, в свою очередь, необходимо раскрыть перед учащимися существо православной веры таким образом, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием.
Когда же необходимость Спасения просто декларируется или звучит как призыв, тогда воцерковление искусственно форсируется и совершается поверхностно. Это прививает учащимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опасный для православной веры церковный магизм, либо — ощущение необходимости исполнять обязательный религиозный долг. Очевидно, что в том и другом случае подрываются основы личной свободы человека, поэтому в подростковом возрасте многие юноши и девушки начинают открыто противостоять такого рода призывам и требованиям.
Вторая существенная ошибка, допускаемая в ходе катехизации, состоит в том, что педагоги нередко невольно искажают евангельский дух преподаваемых духовных дисциплин. Утверждение Спасителя о том, что мир во зле лежит вследствие человеческих грехов, нередко преподносится учащимся так, что это приводит их не к выводу о необходимости преображения себя и окружающего мира, а к пугливому и малодушному желанию укрыться от проблем этого мира в Церкви. В связи с этим само Спасение трактуется как необходимость бежать и прятаться за стенами храма от искушений и соблазнов, а не как необходимость духовного подвига по преодолению своей немощи с помощью Божией, через деятельную христианскую любовь по отношению к ближним. В связи с этим становится очевидным, что нельзя строить деятельность воскресной школы таким образом, чтобы она напоминала некую духовную оранжерею, помогающую лишь защитить и укрыть учащихся от злого окружающего мира. Школа должна воспитывать и укреплять в человеке веру в благой промысел Божий и готовность исполнить святой долг воина Христова, утверждающего мир, добро и любовь всюду, куда бы ни направил его Господь.
Третья ошибка в деятельности воскресных школ связана с отрывом духовного образования детей от естественных условий их воспитания и развития в семье, а также желанием абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки в семьях на современном этапе жизни страны. Желание «воспарить» над реальными насущными проблемами семьи, показать идеализированную картинку человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни детей в семье, превращает православие в «мечту о прекрасном», лишает учеников трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни. В результате подобной позиции преподаватели не укрепляют, а, напротив, невольно ослабляют духовные силы своих учеников, формируя неоправданные ожидания, что жизнь в семье может измениться сама собой. Более того, рисуя радужную картинку жизни верующего человека, не совпадающую с суровой реальностью, педагоги душевно располагают к себе детей, которым в семьях живется особенно трудно. Иллюзия возможности заменить собой маму и папу несчастного ребенка может просуществовать недолго, но она оказывается чрезвычайно вредной и для родителей, и для ребенка, и для самого педагога. Семейный уклад жизни является очень стойким и прочным психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому наивное предположение о быстром преодолении негативных стереотипов сознания вряд ли оправдано. Педагоги не должны насильно вторгаться в жизнь семьи через сознание детей, их задача — деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы, духовно просвещая и подсказывая полезные педагогические приемы.
Четвертый источник проблем воскресных школ связан с недооценкой опасности энтузиазма неофитства и игнорированием достижений педагогической и психологической науки. Декларативная, эмоционально-экзальтированная манера преподнесения духовных знаний, связанная с установкой сразу, без промедления «воцерковляться», выхолащивает глубокое духовное содержание преподавания и не дает ученикам возможности продумать и прочувствовать Слово Божие. Навязчивая и вычурная эмоциональность утомляет слушателей и делает речь педагога искусственной.
Из сказанного следует, что для эффективной деятельности воскресной школы необходима разработка специальной концепции, в которой были бы учтены отмеченные выше трудности и недостатки. В данной концепции должны быть отражены: основные цели и задачи духовного образования и катехизации, базовый методологический подход к организации религиозного обучения и воспитания, организационно-педагогические способы и методы работы с учащимися, ожидаемые результаты работы.
Прежде всего, необходимо вычленить специфическую функцию, которую выполняет воскресная школа, являющаяся начальной ступенью религиозного образования. При этом следует учитывать, что значительная часть учащихся воскресной школы еще стоит на перепутье, еще только стремится обрести православную веру, надеясь, что педагоги воскресной школы им в этом помогут. Учащийся приносит в своем сознании опыт мирской повседневной жизни, протекающей в семье, причем в нынешних условиях нередко уже разрушенной или находящейся на грани разрушения. Проблемы, конфликты, противоречия, обиды и разочарования, — вот тот фон, на котором предстоит строить преподавание духовных дисциплин. На уроках Закона Божия и Катехизиса учащийся постепенно знакомится с особенностями церковной жизни в христианской общине, вхождение в которую требует усвоения принципиально иных взаимоотношений: терпения, смирения, кротости, веры, надежды и любви. Проповедь о Спасении, воспринятая сначала только умом, должна еще быть разумно осмыслена и обогащена личными религиозно-мистическими переживаниями, а также практическим опытом христианского делания по преобразованию своей семейной жизни. Таким образом, воскресная школа имеет свои специфические цели и задачи, выполняя функцию своеобразного «переходного мостика», связывающего мирскую и церковную жизнь. Этот переход не может совершиться одним скачком и требует определенных усилий и времени. С одной стороны, воскресная школа должна помочь человеку духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, — она должна указать ему подлинный Источник освящения и преображения этой жизни — Спасителя Христа — и сделать Его духовно близким и желанным Образом. Можно сказать, что основной целью деятельности воскресной школы является формирование произволения ко Спасению у современного человека, живущего в условиях распадающейся семьи.
Отношения между церковью и миром, опосредованные деятельностью воскресной школы, должны соответствовать евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя, который не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово — обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими соображениями, понимаешь, что в основу создания воскресной школы, воспитывающей подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которую нужно раскрыть на примерах, понятных современному человеку. Таким образом, произойдет необходимое углубление понятия «воцерковление» и переход к его подлинному смыслу, основанному на принятии Креста Господня.
Сказанное выше показывает, что организация воскресной школы предполагает создание специальной духовно-культурной среды, т.е. атмосферы, воспитывающей понимание и жажду христианского подвига. Желаемая духовная среда формируется соответствующей ориентацией проповедей священников и проведением преподавателями тематических занятий. Для того, чтобы уроки по духовным дисциплинам открывали глубинный смысл воцерковления, у преподавателей воскресной школы должен быть личный духовный опыт преодоления различных жизненных трудностей и испытаний. По выражению русского православного философа И.А. Ильина, «Христа надо не проповедовать, а исповедовать».
Понимая, что ученики воскресной школы, прежде всего, нуждаются в духовном осмыслении и христианском устроении условий жизни в семье, целесообразно принимать для обучения в воскресной школе не только детей, но и их родителей. Преподавание духовных дисциплин родителям должно содержать не только раскрытие догматов Православной Церкви, Заповедей Божиих и духовных законов мироздания, но и примеры проявления божественных истин в практической жизни людей. Особенное внимание следует уделять случаям из повседневной жизни, касающимся семейных отношений и воспитания детей. В таком случае родители имеют возможность открыть для себя могучий духовный потенциал православной семьи и радостное ощущение духовной сопричастности членов семьи друг другу.
Но для того, чтобы людям открылась возможность получить практический опыт семейной жизни, построенной на христианских началах, воскресная школа должна помочь им организовать новые виды общения и взаимодействия друг с другом. Поэтому при воскресной школе должна развернуться не только духовно-просветительская, но и духовно-практическая деятельность по ряду направлений, фактически соединяющая людей и восстанавливающая их прежде разрушенные взаимоотношения. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены те, которые позволяют воссоздать совместную молитву и литургическое общение, общий досуг семьи (кружки и творческие студии), общее переживание праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, общее домашнее чтение, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров, совместный труд и пр. Существенным фактором регуляции и нормализации семейных отношений может стать помощь православного психолога-консультанта, осуществляющего доступный благотворительный прием.
В целом, структуру учебно-воспитательного процесса, организуемого в семейной воскресной школе, можно представить в виде трех концентрических окружностей: центральное звено — литургическое общение родителей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено — их параллельное духовное просвещение (катехизация); а внешнее звено — практическое общение и взаимодействие, организованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений.
Благодаря семейной направленности деятельности воскресной школы «Живоносный Источник», численность учащихся в ней (детей и взрослых) за четыре года работы достигла 450 человек. В школе работают более 40 педагогов, среди которых 15 человек — руководители кружков и творческих студий, которые имеют возможность посещать не только дети, но и их родители. Ежемесячно учащиеся воскресной школы имеют возможность совершать 2-3 семейных экскурсионно-паломнических поездки по монастырям Москвы и святым местам Подмосковья. В течение года воскресная школа организует 5 общешкольных праздников, среди которых большой популярностью пользуется семейный праздник «Отчий Дом».
Духовные дисциплины преподают в воскресной школе опытные педагоги, большинство из которых имеют духовное образование, полученное в Свято-Тихоновском Богословском институте или на катехизаторских курсах Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. В течение учебного года 6-7 раз все ученики воскресной школы посещают богослужения и совместно участвуют в церковных Таинствах.
Сказанное выше убеждает в целесообразности дальнейшей разработки концепции семейной воскресной школы и обмена опытом по организации ее работы.
И.Н. Мошкова
— директор воскресной школы
«Живоносный Источник» в Царицыно,
кандидат психологических наук