Сущность и особенности вероучения. Манихейство. Сущность и особенности вероучения Аскетизм и обрядовая сторона
Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо. Христос, по учению Манеса, не имеет действительного тела, а только призрачное, и страдания его на кресте были призрачны. Явившись на землю, Он открыл людям, что они духовного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Ученики Христа под влиянием чувственности извратили учение его. Чтобы очистить свое учение от примеси чувственности, Христос, согласно обещанию своему, послал Параклита, который явился в лице Манеса. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм. Признавая себя главой церкви, Манес имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи разделялись на оглашенных и совершенных, и последние должны быть безбрачны, не вкушать скоромной пищи и питаться только растениями. Убегая от преследователей своих – персидских магов, Манес обошел Индию до Китая, долго жил в пещере Туркестана и здесь изложил учение свое в книге, сделавшейся для его последователей евангелием; а по возвращении в Персию с него содрали с живого кожу, когда он обещал персидскому царю Бахраму I исцелить его сына и не смог. Манихейство особенно сильно было в IV и V вв. и продолжалось даже в средние века.
Оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.
Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из апостолов Бога Света (до него апостолами были Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить эти вероучения, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими жрецами, по доносу которых и был заключён в темницу, где умер. Несмотря на это, манихейство приобрело значительное влияние и за пределами государства Сасанидов , а позднее - Аббасидов : на восток - вплоть до Южного Китая и Сибири , на запад - до Испании и Африки ; Августин , который позднее принял ортодоксальную версию христианства и стал епископом, на протяжении семи лет был приверженцем манихейства.
История манихейства
В Персидском государстве тех времен традиционно получил широкое распространение зороастризм. Но Мани вырос в сектантской христианской среде. По легенде, родители Мани (Патик и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в общине неких "крестителей", возможно, мандеев или элкасаитов, где в возрасте 12 лет получил первое откровение от своего "Небесного Близнеца" (ат-Таум). В возрасте 24 лет он, получив ещё одно откровение свыше, выступил перед старейшинами общины, но был избит и изгнан. После этого он с небольшой группой последователей, включавшей его отца Патика, отправился проповедовать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий - гностических и негностических ветвей христианства , буддизма и зороастризма , что привело к использованию в манихейских текстах части символики этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий: он полагал, что единое откровение Света со временем искажается носителями традиции. В частности, у индийских буддистов Мани позаимствовал структуру монашеской общины, позднее, при посредстве египетских манихеев, послужившую основой для создания христианского монашества.
Мани понимал себя как преемника основателей религий: Иисуса Христа , а также Заратустры и Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Христианский гностицизм также оказал значительное влияние на учение Мани.
Проповедниками манихейства среди тюрок-уйгуров были согдийцы . Разбитые в 840 году киргизами , уйгуры бежали на юг, где основали несколько княжеств, в том числе и турфанское, где манихейство оставалось государственной религией вплоть до начала XI века .
На Западе манихейство, начиная с правления императора Диоклетиана , подвергалось жесточайшим гонениям, однако и здесь манихейские общины были сравнительно многочисленными. В частности, один из отцов церкви, Августин Блаженный до 387 года был последователем манихейства, которое позже критиковал в своей «Исповеди» и других анти-манихейских сочинениях, в том числе фундаментальном «Против Фауста -манихея» в 33 книгах.
Манихейская литература
Большинство своих сочинений Мани написал на родном языке, распространенном в Двуречье в III в н. э. диалекте арамейского , однако один текст, Шабухраган, содержавший краткое изложение всего учения для читателя-зороастрийца и посвященный второму сасанидскому шахиншаху Шапуру I (239-272), был написан на среднеперсидском. При этом Мани, уверенный во вселенском характере своей миссии, и в необходимости книжного закрепления учения, всячески приветствовал переводы священных текстов. Уже при жизни Мани, по всей видимости, был начат перевод канона на среднеперсидский и парфянский (языки юго-западной и северно-восточной части Ирана того времени), причем для записи использовался несколько модернизированный пальмирский алфавит (который использовал для арамейского и сам Мани).
Доктрина
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права.
Её содержимое, вероятно, скопировано с http://web.archive.org/web/20080304070739/http://ashavan.narod.ru/maniheistvo/m1.htm практически без изменений. |
Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма - внизу, они являлись прообразами лёгкого, светлого, чистого неба и тяжёлой, тёмной, загрязнённой земли. Затем наступила вторая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно проникло в другое, и между ними началась борьба. Успех в этой борьбе сопутствует то одной, то другой стороне, и ни одна сила не может одолеть другую. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.
В манихейском учении о трёх временах, или трёх эпохах, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трёх кальпах (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), трёх солнцах, или трёх временах: эре Синего солнца, когда на земле правил Будда прошлого Кашьяпа, эре Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни, и эре Белого солнца, когда на землю придёт Будда будущего Майтрейя. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трёх эпохах, будут спасены, остальные же окажутся сметены «небесным ураганом» и погибнут в страшных мучениях.
Подобная же идея о трёх этапах взаимоотношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме, что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбале , где великие посвящённые ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая наступления эпохи, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.
Абсолютно всё учение Мани дуалистично; это видно не только из противопоставления сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Древа жизни и Древа смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно заметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях соответствовал злому началу, обители злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, лишь обратившись лицом на юг.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов. Он представляет собой воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название четырёхликий Отец Величия. Отец Света также наделён пятью «славными качествами», «славами» или «доблестями»: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни одно из этих проявлений не сопоставимо с обычными человеческими понятиями, например о могуществе или свете; все эти качества явным образом превосходят любой помысел о них.
Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие этого число 12 в манихействе превращается в священное число.
Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым правит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он правит не один, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовству и обману, затягивая в свои сети всё новых и новых последователей.
Одновременно с этим Царь Тьмы выступает как правитель «тёмной», то есть загрязнённой, земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, тьмы. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми располагает Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все тёмные элементы являются физическими и как следствие тяжёлыми, стремящимися вниз, а светлые элементы - духовными, лёгкими и устремляющимися вверх.
Некогда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба они представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы мироздания. Но однажды равновесие было нарушено - Тьма вторглась в Царство Света. Различные версии расходятся по поводу того, что положило начало этому дисбалансу: то ли демоны перешли запретную черту, то ли сам владыка Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с той поры началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.
Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Основной её элемент - это понятие «вызова» или «призыва», точнее - череды вызовов, которые посылают друг другу светлые различные божества. Вызов и отклик на него, который в свою очередь также может являться вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.
Правитель Царства Света путём сложных актуализаций послал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате «первого вызова» возникли два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия - Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек был вооружён пятью священными силами, или чудесными элементами, - светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых и соответствует одному из светлых элементов. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые был способен князь Тьмы, - он был усыплён, а пять священных элементов поглощены тьмой.
Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии находится, и воззвал о помощи. Отец, услышав крик Первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Друга Света и Великого Зодчего. Дух Живой (Михрйазд) - центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе следовала целая череда «призывов»: Друг Света вызвал Великого Зодчего, Великий Зодчий воззвал к Духу Живому, а тот в свою очередь призвал к себе на помощь пятерых сыновей.
Посланцу следовало поторопиться, иначе пребывание Первочеловека (по некоторым трактовкам - вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы могло бы закончиться его гибелью. А потому Дух Живой изо всех сил устремился к чертогам зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громогласно ответил на призыв Первочеловека, возвестив тем самым о приближающейся помощи. Но окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену у Царства Тьмы и должны быть освобождены.
Вокруг «запертых частиц света» строилась вся космогония манихеев. Например, по объяснениям Мани, Дух Живой осознал, что запертые элементы так просто не высвободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию их освобождения. Прежде всего, он сотворил весь космос для того, чтобы очистить или «вытянуть обратно» свет, поглощённый Царством Тьмы. Из частиц света, которых не коснулась тьма, Дух Живой создал солнце и луну. Из света, уже затронутого тьмой, были созданы звёзды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был сотворён из остатков поверженных демонов: в частности, из их костей возведены горы, из шкур созданы десять небес, из мяса и нечистот - восемь земель (иногда речь идёт о четырёх землях).
По некоторым версиям, творцом мира явился не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - Первочеловек, Дух Живой и Мать Жизни - умоляют Отца Света сделать последний, «третий вызов». В результате появляется Третий посланник, который в свою очередь вызывает 12 дев. Они вынуждают мужских демонов тьмы извергнуть семя, от которого происходят растения, а женские демоны дают начало животному миру. Силы тьмы идут на очередную уловку. Супруга Царя Тьмы создаёт два пола, воплощённых в Адаме и Еве, для того чтобы закрепить плотское, физическое начало в мире, привязать чистый дух к тяжёлому телу. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине - тёмные, оба они (и соответственно каждый человек) являются результатом смешения частиц света и тьмы.
Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланец призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя вкусить от древа жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой все остальные души должны так же быть отделены от тьмы. Для помощи душам Иисус-Сияние перерождается в Ум Света, который будет с этого момента проявляться во всех следующих пророках. В манихейском учении важную роль играют луна и солнце. Из наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.
Луна по столпу славы, или сверхчеловеку, принимает свет и души с земли и передает их на солнце, которые с солнца попадут в Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. При этом новый Эон заменит старый мир, которому суждено погибнуть. Новый Эон построил Великий строитель, Первый Архитектор.
Как только свет очистится от тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен великим огнем, который будет длиться 1488 лет. Все же кто не очистится, будут помещены в могилу, из которой выбраться не смогут. Эта могила будет находиться в центре Эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, по завершении которой явится Иисус для Последнего Суда. Представления о Последнем Суде Мани, скорее всего, взял из синоптических евангелий (Мф 25.31 сл. пар.)
После наступления полного порядка начнётся третье время, но «…день, месяц, год остановятся». Все части света вернутся к Отцу Величия, вся тьма вернется в царство тьмы.
Астрология манихеев
Манихеи имели некие астрономические представления, в эти представления включались мифы о 12 знаках зодиака и 5 звездах, вращающихся вокруг них: «Существует пять типов владык и путеводителей в сфере Зодиака и на небесах, которые расположены над ней. Все они имеют имена, которыми были названы. Пять мест и пять домов находятся в сфере и на небесах. Эти места имеют пять сил, которые являются господами над ними. Каждый из них расположен выше, чем его товарищ».
По разумению Мани, каждая планета и 12 знаков зодиака принадлежат силам тьмы и обладают особенными астрологическими свойствами, которые несовместимы со свойствами других планет. Если одна из них возвышается, то другая, которая противоположна по значению, теряет свою силу.
Мани перечисляет эти планеты в определённом порядке сверху вниз: Зевс (Юпитер), которому принадлежит мир дыма, Афродита (Венера), принадлежащая миру огня, Арес (Марс) принадлежит миру ветра, Гермес (Меркурий) - миру воды, Кронос (Сатурн) - миру тьмы. Мир тьмы состоит из 5 этажей, из которых вышли планеты, и по своей сути имеют те же свойства, что и планеты. Каждая планета тесно связана со своей субстанцией, и зависело от того, насколько далеко отстала та или иная планета от Солнца.
Каждый же этаж тьмы ассоциируется с определённым металлом. Юпитер - золото, Венера - медь, Марс - железо, Меркурий - серебро, Сатурн со свинцом. Все миры отвечают, в свою очередь, за определённые ложные учения и секты. Так, например, за секту из которой он вышел сам, за секту крестителей, ответственен Мир Воды.
Знаки Зодиака, которых 12, прикреплены к сфере или колесу. На каждую планету приходится по 2 знака зодиака: Близнецы и Стрельцы принадлежат миру Дыма; Овен и Лев принадлежат миру Огня; Телец, Водолей и Весы принадлежат миру Ветра; Рак, Дева и Рыбы принадлежат миру воды; Козерог и Скорпион принадлежат миру Мрака. Это колесо Звезд все время вращается. Когда какая либо из планет попадает в свой дом, она становится наиболее сильной.
Функции солнца и луны на себя взяли два Анабибадзонта и были отцом и матерью всех планет. На Анабибадзонтов манихеи хотели распределить ещё 2 свободных дома. В нашем мире сфера Зодиака занимает среднее положение и отделяет небеса от земли, а планеты находятся где-то над сферой.
Современное состояние
Манихейство имело невероятный успех в разных концах мира и на протяжении многих лет успешно соперничало с религиями, которые на то время уже сформировались и в большинстве своем были государственными. Причина этой популярности в удивительной простоте и наглядности манихейского мифа, а также в удивительной способности приспосабливаться к различным культурным окружениям, в которых оказывались манихеи. Четкая и структурированная церковная система, благодаря которой была развернута широкая миссионерская и переводческая деятельность. Этическое учение манихеев, которое давало право верующим самим выбрать каким путём они пойдут: либо строжайшим путём «совершенного», либо соблюдением простых дел, которых обычному верующему достаточно для спасения.
Несмотря на все это почти всюду манихейство стало «мировой ересью», существование которой иногда допускалось властями. Но все же стать той религией, которой было суждено быть единственной верой, объединившей все религиозные воззрения людей, манихейству не удалось. Просуществовав примерно тысячу лет, манихейство кануло в Лету, оставив широкий простор для исследований.
Единственный в мире сохранившийся манихейский храм Цаоань (草庵) расположен в Китае, в уезде Цзиньцзян округа Цюаньчжоу провинции Фуцзянь .
Исследования
- Алексанян А.Т. «Учение света» в Китае: аспекты изучения этапов инкультурации // Труды Русской Антропологической школы, 6, 2009, 444-458.
- Кефалайа ("Главы") [Текст]: коптский манихейский трактат. Пер. с копт. Е.Б.Смагиной . М.: Восточная литература РАН, 1998.
- Хосроев, А. Л. История манихейства (Prolegomena). СПб., Фил. фак.СПбГУ, 2007 (Азиатика).
- Алексанян, А. Г. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). М., Учреждение Российской академии наук ИДВ РАН, 2008.
- Манихейские рукописи из Восточного Туркестана. Среднеперсидские и парфянские фрагменты. Пер. О. Чунакова. М., Восточная литература, 2011 (Памятники письменности Востока).
- Смагина Е.Б. Манихейство: По ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011.
См. также
Ссылки
- Фауст Нумидийский, Ответ католику (выдержки из Capitula, сохранённые Августином)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Манихейство" в других словарях:
Религ. филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В… … Философская энциклопедия
Манихейство - Манихейство ♦ Manicheisme Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником)… … Философский словарь Спонвиля
Умер 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратуштры). Наряду с зороастризмом и митраизм манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий .
Шесть сакральных книг манихейства были написаны сирийской арамейском языке , но вскоре, для распространения религии, были переведены на другие языки, такими как: пехлеви, согдийский, уйгурский , китайский , латина , греческий , коптский .
3. Нео-Манихейство
Во времена средневековья появилось несколько движений которые были признаны как Нео-Манихейство и преследовались католической церковью как христианская ересь. Это катары и альбигойцы Западной Европы, павликиан Армении , и Богомилы на Балканах Примером использования фондов манихейства может быть напечатан латыни катарский текст Liber de duobus principiis (Книга двух принципов) .
Современная религиозная группа Сыновья Омен Израиль утверждает, что они являются настоящими продолжателями древних эссе и манихеи гностического христианства.
4. Доктрина
Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Изначально существовала абсолютная и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагалось вверху, а Тьма - в долине, они были прообразами легкого, светлого, чистого неба и тяжелой, темной, загрязненной земли. Затем наступила другая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда начальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно дифузувалось в другой, и между ними началась борьба. Успех в борьбе на стороне то одного, то другого, и никакая сила не может преодолеть другую. Когда наступит в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.
В манихейском учении о трех времена, или о трех эпохи, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трех кальпы (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), три солнца, три времени: эры Синего солнца, когда землей руководил Будда прошлого Кашьяпа, эры Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни , и эры Белого солнца, когда на землю придет Будда будущего Майтрея. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трех эпохи, будет спасен, а остальные будут сметены "небесным ураганом" погибнут в ужасных муках.
Такая же идея о трех этапах отношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме , что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбала , где большие посвящении ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая эпоху, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.
Абсолютно все учение Мани дуалистическое, это утверждение базируется не только на противопоставлении сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Дерева жизни и Дерева смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно отметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях отвечал взлома начала, юдоли злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, только обратившись лицом к югу.
Руководителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он также является Бог Отец или Великий Отец Света. Он есть воплощенное добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название чотириликий Отец Величия. Отец Мира также наделен пятью "славными качествами", "Слава" или "добродетелями": умом, знанием, умом, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни один из этих проявлений сравнимое с обычными человеческими понятиями, например, о могуществе или свет; все эти черты явно превосходят любую мысль о них.
Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие число 12 в манихействе превращается в священное число.
Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым руководит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он руководит немало, ему помогают мириады злых духов и демонов . Он прибегает к колдовства и обмана, затягивая в свои сети все новых и новых последователей.
Вместе Царь Тьмы выступает как наставник "темной", т.е. загрязненной, земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, темноты. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми владеет Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все темные элементы являются физическими как следствие тяжелыми, стремящихся вниз, а светлые элементы - духовными, легкими и направляются вверх.
Когда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба являются обязательными, необходимыми и вполне равноправными элементами мироздания. Но однажды равновесие было нарушено - Тьма вторгалась в Царство Света. Различные версии имеют различие в том, что положило начало этому дисбаланса: или демоны перешли запретную черту, или сам обладатель Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с тех пор началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.
Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Ведущий ее элемент - это понятие "вызова" или "призыва", точнее - ряда вызовов, которые посылают друг другу свете различные божества. Вызов и отклик на него, в свою очередь, также может быть вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.
Руководитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате "первого вызова" появилось два духовных початка, фактически воплощения самого Отца Величия - Мать Жизни и первочеловека. Первочеловек была вооружении пятью священными силами, или чудесными элементами, - светом, ветром, огнем, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах первочеловека вызывает себе на помощь пяти светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых отвечает за один из светлых элементов. Но первочеловека не учла коварства и подлости, на которые способен князь Тьмы, - он был приколисаний, а пять священных элементов поглощены тьмой.
Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии, и закричал о помощи. Отец, услышав крик первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Вторая Света и Великого Строителя. Дух Живой (Михрьязд) - центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе шла целый ряд "призывов": Друг Мира вызвал Великого Строителя, Великий Строитель воззвал к Духу Живого, а тот в свою очередь призвал себе на помощь пять сыновей.
Посланнику следовало поторопиться, иначе пребывание первочеловека (по некоторым трактовкам - вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы мог бы закончиться его гибелью. Поэтому Дух Живой вовсю бросился к чертогов зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громко ответил на призыв первочеловека, провозгласив этим о чем приближения помощи. Но окончательная победа над злом не достигнута: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы и должны быть уволены.
Вокруг "замкнутых частиц света" строилась вся космогония манихеев. Например, из объяснений Мани, Дух Живой осознал, замыкание элементы так просто не освободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию освобождения. Прежде всего, он создал весь космос для того чтобы очистить или "вытянуть назад" свет, поглощенный Царством Тьмы. С частиц света, которых не коснулась Тьма, Дух Живой создал солнце и луна. С света, уже нарушенного тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, которые находились в постоянном движении. Материальный мир был создан из остатков побежденных демонов: в частности, с их костей возведены горы, из шкур создано десять небес, из мяса и нечистот - восемь земель (иногда речь идет о четырех земли).
По некоторым версиям, творцом мира был не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - первочеловек, Дух Живой и Мать Жизнь - умоляют Отца Света сделать последний, "третий вызов", в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь, вызывает 12 дев. Они заставляют мужских демонов Тьмы выбросить семя, от которого происходят растения, а женские демоны дали начало животному миру. Силы Тьмы идут на очередную хитрость. Жена Царя Тьмы создает два пола, воплощенных в Адаме и Еве, чтобы закрепить телесный, физический начало в мире, привязать чистый дух к тяжелому тела. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а женщине - темные, оба (и каждый человек) результат смешения частиц света и тьмы.
Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланник призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя поживиться от дерева жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой, и другие души должны быть отделены от Тьмы. Для помощи душам Иисус Сияние перерождается в Ум Мира, который будет проявляться во всех последующих пророков. В манихейском учении важное значение имеют луну и солнце. С наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.
Месяц столбу славы, или сверхчеловека, принимает мир и души с земли и передает их на солнце, из солнца они попадут на Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. Этой новый Эон заменит старый мир, который должен погибнуть. Новый Эон построил Большой строитель, Первый Архитектор.
Только свет очиститься от Тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен большим огнем, гореть 1468. И все же кто не очистится, находиться в могиле, из которой выбраться не смогут. Эта могила находиться в центре эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, после завершения которой появится Иисус для Последнего Суда. Представление о Последний Суд Мани, скорее всего взял с синоптических Евангелий (Мф 25.31 сл. Пар.)
После наступления полного порядка начнется третье время, но "... день, месяц, год остановятся" Все части мира вернуться в отцовский Величия, вся Тьма вернется в царство Тьмы.
В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую арену религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, универсальный характер,- манихейство, названное так по имени ее основателя Мани (216-277). Возникнув, по-видимому, как ответ на потребность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятельную и влиятельную, хотя за почти тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в государстве уйгуров (с 765 по 840 г.). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта религия распространилась на обширной территории - от Северной Африки до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением наследия восточных религий с давними дуалистическими традициями; одновременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и философских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение ма-нихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные религии- сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистические христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же этого учения, несмотря на то, что манихейство как таковое перестало существовать в ХШ в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способные донести до членов общин достаточно сложное учение.
Манихейское религиозно-философское учение - результат интеллектуального творчества необычайно талантливого человека, обладавшего богатым воображением, обширными познаниями в области религии, философии и природоведения, а также способностью систематизировать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вави-
донском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элхасаитов - по имени ее основателя Элхасая (вторая пол. II в.). С четырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года выступил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитерами. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео-христианских общинах. В странствиях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны. Вернувшись в Иран, он появился при дворе персидского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распространять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учениками отправился в очередное странствие, основывая все новые общины. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской империи, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ор-мизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, заподозрив его в симпатии к Риму, а также в извращении истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископа. Примерно через месяц заключенный в колодки и цепи Мани умер (по легенде был казнен через распятие).
Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочинениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX века в Восточном Туркестане (районе Турфана) были найдены тысячи текстов - фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т. д.) языках и относящихся главным образом к VIII веку. В 1928 г. в Каире была найдена книга «Кефалайя» («Главы»), написанная на коптском языке примерно через столетие после смерти Мани,- первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихей-сих книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями
Е.Б.Смагиной в 1998 г.). В начале 30-х годов в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках.
Согласно источникам, манихейский канон создан самим основателем новой религии. Он состоял из семи книг религиозно-этического содержания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фрагменты и названия. Это «Живое евангелие», «Сокровище жизни», «Прагматия» (труд, трактат), «Книга таинств». «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы». В основной канон не вошли еще несколько чтимых манихеями книг Мани, прежде всего, «Шапуракан» на среднепер-сидском языке, написанная в свое время для Шапура I,- в ней излагались основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный художник, написал еще книгу «Образ», которая была снабжена его рисунками, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В «Кефалайе» «некий Слушатель» говорит «Апостолу»: «...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом «Образе». Кроме того, была книга «Молитвы» - собрание молитв, предназначенных для воспитания членов общин.
Учение Мани, несмотря на его определенность, не было догматичным,- распространившись на обширной территории, оно отразило особенности региональных культур. Так, различают западный, приспособленный к христианству, и восточный, приспособленный к буддизму, варианты манихейства. Например, на Западе Мани называют апостолом Христа, а в восточных текстах он именуется Буддой Света, Мани-Буд-дой. Восточные манихеи и свои монастыри создавали по типу буддийских.
Недогматический характер манихейства во многом обусловлен тем, что Мани соединил в своем учении оригинально переработанный, достаточно яркий и впечатляющий материал разных религий и философских учений. Он отобрал из вавилонско-персидской мифологии, буддизма, гностицизма, христианства положения, призванные в синтезе обосновать теологическую систему последовательного дуализма и в этом русле определить место и роль человека в земном мире. Одним из истоков манихейской концепции дуализма был зороастризм, хотя в ослабленном виде дуализм присущ и христианству. В учении Мани фигурировали имена зороастрийских божеств. Отсюда же заимствованы в несколько трансформированном виде космологические и эсхатологические представления, Буддизм повлиял на пессимистическое представление манихейства о земном мире как месте неизбывных страданий, а также на представления о метемпсихозе, возможно, воспринятые через гностиков. Самое сильное воздействие на формирование манихейства оказал гностицизм,- недаром эту религию иногда называют «гности-
ческой». Не случайно в манихейские общины вступали последователи гностицизма. Из гностических сочинений почерпнуты некоторые персонажи манихейского пантеона. Влияние гностицизма сказалось в резко критическом отношении к Ветхому Завету как творению злого Бога, в подозрительном отношении к Новому Завету, якобы частично подделанному людьми, захотевшими, по словам Августина, привить к христианской вере иудейский закон. Гностицизм обогатил манихейство учением об избранных духовных личностях, посланных людям Богом, несущих особое знание - гнозис; отсюда следовала проповедь аскетизма, строгого воздержания в питании и половой жизни, а также нетрадиционная трактовка библейского сюжета о древе познания в райском саду (Адам вкушает плод с древа познания по совету Иисуса для восприятия гнозиса). В манихействе нашли отчетливое отражение и христианские идеи, и образы. В Новом Завете манихеи признавали только Евангелия и послания апостола Павла, отбирая положения о противоположности света и тьмы, духа и плоти, используя, в частности, образ Иисуса Христа, правда, в своеобразной трактовке, а также представление о Параклете, Святом Духе, воплотившемся, якобы, в Мани. Из христианства же почерпнуты идея мессианства, а также некоторые элементы культа.
Согласно Мани, наличие множества религий в мире есть свидетельство искажения ими первоначальной истинной веры, которая существовала всегда, и в разных формах время от времени появлялась в обществе благодаря небесным посланникам. В манихейство, чтобы отличить истинную веру от ложной, вводится понятие лжеучения, или секты. Лжеучениями Мани называл все религиозные течения, кроме манихейства, считая их инспирированными Мраком. Они суть остатки деградировавших религий, существовавших до манихейства и представлявших собою закономерно сменяющие друг друга разновидности единой истинной религии. В периоды, когда Апостолы уходят из мира, церковь под влиянием закона греха впадает в заблуждение. Очередной Апостол преодолевает лжеучения, провозглашая истинную веру. Своими предшественниками в деле постижения истины посредством божественного откровения Мани читал Будду, Заратустру и Иисуса Христа. Есть сведения о том, что Мани признавал приобщенность к учению о добре и мудрости также Адама, Еноха, Ноя, Сима, Авраама. В этом плане учение Мани является как бы прообразом современных глобальных синкретических религий типа веры бахай. Предшественники, по мнению Мани, не смогли выразить истину во всей ее полноте, хотя бы потому, что проповедовали на ограниченных территориях. Мани считал, что его учение превосходит все бывшие и наличествующие религии и несет людям подлинный свет истины. Он надеялся на то, что его учение станет приемлемым для всех народов и сыграет решающую роль в космическом процессе битвы субстанций.
Чем же привлекало людей манихейство в течение нескольких столетий?
Прежде всего учение Мани производило впечатление неисчерпаемо глубокого таинственного учения и оказалось востребованным в тот период повышенного интереса к оккультизму и мистицизму. Причудливые фантастические сюжеты сочетались с рационалистическими объяснениями - в манихействе высоко ценился разум. Образованные манихеи (а их было немало) считались не только знатоками оккультных способов воздействия на события, но и учеными, предсказателями, врачами, тем более, что они в самом деле были начитанными, эрудированными в области религии и философии людьми. «У них много верного из наблюдений над природой. Их разумные объяснения подтверждались вычислениями, сменой времен, видимым положением звезд»,- писал Августин. (Исповедь, V, 3). В то же время он отмечал, что манихейские книги наполнены сказками.
Далее, манихейство в наиболее острой форме отразило беспомощность людей перед злом, царящим в обществе, неверие в возможность его преодоления. Дуалистическая доктрина позволяла решать проблему зла, переводя человеческую драму в сферу драмы космической. Мани, сумевший теснейшим образом соединить в своем учении онтологические и этические аспекты, попытался дать убедительный в рамках мироощущения того времени ответ на извечный вопрос: какова природа зла? В чем его причина? Существуют ли средства для его преодоления и тем самым спасения мира от зла? Объявляя социальные порядки вместе с их институтами (царская власть, господствующие слои, официальная церковь) воплощением злого начала, манихейство давало повод оппозиционным слоям использовать эту религию для осуждения социального зла,- особенно после исчезновения манихейства как автономной религии и перетекания его идей в еретические движения.
Привлекал и своеобразный либерализм в вероисповедании: манихейские общины, несмотря на их замкнутость и обособленность, были открыты для любого человека, независимо от его национальности, сословия и прежней веры. Однако, в конце концов, манихейство проиграло соревнование с христианством в борьбе за место мировой религии. Возможно, этому способствовало заложенное в манихействе отрицание земных ценностей, а скорее всего - жестокие преследования со стороны христианства, ислама, зороастризма, язычества, дискредитация учения и самой личности Мани многочисленными христианскими писателями. Так, Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 - 338 или 339) писал о том, что «демон, сам Сатана, восставший на Бога, выдвинул этого человека на погибель многих, имея в природе своей нечто демоническое и безумное», а учение его называл «лживым и богохульным», «смертельным ядом», разлитым по всей земле. Во времена Юстиниана
(483-565) манихеи физически истреблялись, причем казнили и тех, кто давал им убежище, их книги сжигались. Во всех областях империи действовали воинские отряды, с помощью которых манихеев заставляли переходить в православие или убивали. В 527 г. многие манихеи были сожжены.
Основу онтологии манихейства составляет крайний теологический дуализм, своеобразный дуотеизм, в соответствии с которым извечно существуют два независимых равноправных начала, разделенные пустым пространством; они абсолютно противоположны и враждебны друг другу - Свет и Мрак. Их символизируют Древо Жизни и Древо Смерти. Они расположены в пространстве, по одним источникам, по вертикали: Свет - вверху, Мрак - внизу; по другим - по горизонтали: Свет - на севере, западе и востоке, Мрак - на юге. Мир Света разделен на некие пространства - эоны, в которых обитают эманации Света. В отличие от гностического понимания эона как персонифицированной эманации божества, манихейство трактует эон как некое пространство в царстве Света, в котором обитают божества, при этом число эонов бесконечно. Царству Света присущи гармония, покой, мудрость, благость, истина, красота, бессмертие его творений; оно нематериально, но целиком духовно; царству Мрака - дисгармония, хаос, раздоры, зло, безумие, безобразие, смерть. Абстрактные понятия Света и Мрака олицетворены: Свет выступает в образе верховного божества Отца Величия, а его светоносные эманации - в образе светлых божеств (богов, богатых и ангелов). Мрак персонифицирован в Материи, которая, будучи творческой силой Мрака, создает существа, предназначенные для войны со Светом. Эта война обусловлена самой природой Материи, агрессивной и завистливой, порождающей бесчисленных злобных демонов. В каждом царстве есть пять стихий, или элементов. В царстве Света это чистые благотворные стихии: ветер, вода, огонь, свет, воздух; в царстве Мрака - материальные вредоносные: вихрь, тина (яд), пожирающее пламя (пожар), тьма, удушливый туман (дым). Царства строго отграничены друг от друга, и до поры до времени во Вселенной сохраняется дуалистическое равновесие.
Но эпоха абсолютной разделенности царств подходит к концу. Второй период в эволюции мира характеризуется катастрофическим смешением двух первоначал, вызванным вторжением Мрака в область Света, результатом чего является порождение земного мира и человека. Замысловатая архитектоника манихейской онтологии была призвана определить место человека в этом мире как существа, берущего на себя в борьбе Света с Мраком вселенскую функцию помощника, содействующего приближению следующей, заключительной эпохи, когда произойдет разделение хаотично смешанных начал, полное освобождение Света от Мрака и восстановление нарушенного равновесия. Фантастиче-
ские сюжеты, частично почерпнутые из зороастризма и гностицизма, рисуют красочную картину вселенской катастрофы, вызванной вторжением Тьмы в царство Света. Причина вторжения - этическая, а именно, зависть. Материя, увидев блеск и красоту царства Света, позавидовала и решила напасть на него вместе со своим воинством. Отец Величия, узнав об этом, вызывает (но, в отличие от Материи, не творит) из своего царства первую эманацию - Мать Жизни, или Великого духа, а также следующую эманацию - Первочеловека (Ормизда), призванного вступить в борьбу с Мраком. Пять светлых стихий стали его вооружением и облачением. Он вошел в царство Мрака и вступил в борьбу с ним, постепенно лишаясь стихий Света. Ими он связал силы Мрака и тем самым не допустил захвата ими царства Света, но, оставшись безоружным, был пленен ими. Так началось смешение светоносных и материальных стихий, частиц Света и частиц Мрака.
Для освобождения Первочеловека Отец Величия вызвал свою эманацию - Духа Живого, который вернул Первочеловека в царство Света. Стихии же Света, остановившие продвижение стихий Мрака (в том числе одной из стихий - Тьмы) в сферу Света, связали их, таким образом смешавшись с Материей. На границе двух субстанций возникает хаотически смешанное пространство: в светлых стихиях оказывается примесь Материи. Для полного освобождения светоносных частиц от Материи и возвращения субстанций в прежнее, разделенное, состояние Дух Живой творит видимый мир. Это исходный пункт космогонической концепции Мани. Из поверженных темных сил создается земля, возникают растительный и животный миры, которые заключают в себе неос-вободившиеся частицы света. Над землей поднимается сфера звезд и планет, сотворенных из частично загрязненного вещества - душ вождей демонов, или архонтов, в которых находятся частицы света. Они образуют «колесо звезд»», или «путь», по которому очищенные от материи светлые частицы должны подняться к Луне и Солнцу - «кораблям света», созданным для полного их очищения. Любопытно, что фазовое прибывание Луны связывалось с принятием здесь душ умерших, а ее убывание - с отправлением их к Солнцу, которое, в свою очередь, направляет их к Богу. Восхождение светлых частиц к Луне и Солнцу осуществляет божество, сходное с Митрой,- это Третий посланец, вызванный Отцом Величия. Но силы Мрака решили по его подобию создать двуполых Адама и Еву - первых людей, светоносное начало которых должно раствориться, раздробиться в их потомстве, чтобы в конце концов его поглотила разросшаяся плоть, материя. Таким образом, оказывается, что земной мир сотворен эманацией Света, благим Демиургом (отличие от космогонической концепции гностиков), человечество же создано силами Мрака, стремящимися этой акцией удержать час-
тицы света в своем царстве. В этом сюжете появляются еще две эманации Отца Величия: Иисус-Сияние и Дева Света. Дева Света должна являться архонтам, чтобы они исторгали из себя светлые частицы. А Иисус-Сияние спускается к первым людям и, временно воплотившись в Еву, предлагает Адаму вкусить плоды с древа познания добра и зла, чтобы он узнал о божественной сущности своей души. От Иисуса-Сияния исходят три эманации: Разум света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Разум света посылается к апостолам для создания истинной церкви и для их просвещения. Он обитает в каждом верующем, поэтому церковь обладает единой божественной душой. Эсхатологический Судья судит души на Страшном суде. Функции же Иисуса-младенца не установлены, полагают, что он, будучи оставлен Иисусом-Сиянием в смешанной субстанции, охранял Свет материального мира.
Кроме Иисуса-Сияния манихеи признавали существование исторического Иисуса, предшественника Мани в качестве Апостола.
Антропология Мани обусловлена исходными принципами его онтологии. Смешение несовместимых элементов в пределах земного мира проявляется и на уровне человека: в нем также перемешаны светлые и темные частицы, светоносная душа и материальное тело, при этом душа заключена в темнице тела. Человек обладает тройственной природой, отличаясь тем самым от всех других существ материального мира. Три субстанции, составляющие человека,- это тело, светлая душа и темное начало. Тело нельзя отнести целиком к духу Мрака, ибо сотворившая его Материя вдохновлялась образом божества. Тело смертно, два других элемента - вечны. Последовательно проведенный принцип дуализма привел, таким образом, Мани не только к резкому противопоставлению души и тела, но и к расколу самой души. В человеке оказываются две души - светлая, добрая, и темная, исполненная дурных страстей и мыслей. Душа человека может постепенно очищаться в результате последовательных перерождений в разные тела. Став праведной, она возносится к Свету; грешник же водворяется в ад. Несмотря на то что, согласно манихейству, истина и пути спасения были известны людям благодаря предшествующим пророкам издавна, однако обрести их в полной мере человечество может только благодаря появлению последнего посланника Света - спасителя Мани. Он дал человеку знание о том, что в его душе содержится искра божественного света, и что главная его цель - очистить душу от оков материи, освободить светоносные частицы от оболочек тьмы, в которые они заключены. Тем самым человек выполнит космическую миссию: он поможет царству Света забрать из царства Мрака все светоносные частицы, очистить свет от смешения с материей и приблизить время победы Света над Мраком,
время полного отделения Света от Мрака, Добра от Зла, обретения миром утраченного было дуалистического равновесия.
Завершение эпохи смешения Света и Мрака рисуется трагичным: перед концом мира в великой борьбе временно победят силы зла. Затем божество Помысел жизни (единство божеств Зова и Слуха) соберет в последние времена сохранившиеся в мире частицы света и сотворит из них Последнее Изваяние. Оно устремится к царству Света, после чего посланный на Землю огонь спалит земной мир (огонь - средство очищения). Наступит время Страшного суда; чистые светоносные души вознесутся в царство Света, в новый, построенный для них эон, и будут блаженствовать, а души грешников попадут в царство Мрака, где души мужского пола заключат в Шар, а женского - в яму. Между ними, чтобы они никогда не могли смешаться, установят камень. Это крайнее разделение определяло практику взаимоотношений полов в манихей-ских общинах: те, кто считал себя праведниками, давали обет безбрачия.
Этика манихейства исходит из его онтологии: поведение человека определяется необходимостью очищения Света от Мрака в мировом масштабе, но не потребностью в личном спасении. Отсюда требование аскетизма, подавления желаний плоти: умаления материи ведет соответственно к возрастанию света, к победе светлой души над темной. Люди делятся на три категории. Первые две - члены манихейской общины, третья - иноверцы. Община состоит из высшего слоя верующих - «избранников», или «совершенных», «святых», и мирян - «слушателей». Управление общинами носило иерархический характер. Руководителем манихейской церкви был Учитель (Апостол), далее шли епископы, руководившие общинами страны или области, пресвитеры, стоявшие во главе местных общин, у них же была функция проповедников; и наконец, избранники, из среды которых выходили епископы и пресвитеры. Собственно, термин «избранник» прилагался ко всем членам иерархии; это те, кто избран Апостолом. В качестве же четвертой ступени иерархии избранники воплощают в себе этический идеал для верующих. Очищение души совершается ими путем строгого соблюдения трех «печатей»: «печать руки» требует непричинения вреда живым существам, отказа от материальных благ; «печать уст» означает воздержание от нечистой (животной) пищи, вина, а также «нечистых» слов; «печать лона» - воздержание от половой жизни, безбрачие. «Избранники» могут заниматься только религиозной деятельностью: молиться, поститься, проповедовать, совершать богослужение, руководить церковными делами.
Рядовые верующие - «слушатели» - должны были прежде всего служить «избранникам»: подавать милостыню, снабжать их чистой пи-
щей, особенно фруктами и овощами яркой окраски (дынями, огурцами и т. д.); считалось, что в них много частиц света, которые соединятся со световой основой вкушающего. Пищевым запретам манихеи уделяли особое внимание. В пище, по их представлениям, связана Душа живая, которую надобно освободить. Отсюда и запрет на принятие нечистой пищи (животной, а также вина), в которой нет или почти нет Души живой. Поэтому праведники ели только один раз в сутки чистую пищу и два дня в неделю постились. Они не имели права сами готовить еду, ее должны были приносить как милостыню «слушатели».
Понятие милостыни у манихеев было довольно своеобразным: слушатели не имели права подавать ее никому, кроме «избранников», иначе они не спасут свои души. Милостыней может стать пища и одежда, но также ребенок или раб. «Слушатели» должны были соблюдать ряд этических норм: не убивать, не лгать, не воровать, не пить вина, не увлекаться мирскими благами, соблюдать религиозные праздники и обряды.
Манихейский культ был сравнительно несложным. У манихеев не было изображений Бога; богослужение сводилось к чтению молитв и пению псалмов и гимнов, которое сопровождалось инструментальной музыкой. Музыке придавалось особое значение, поскольку считалось, что она божественного происхождения. Обязанностью каждого манихея было соблюдение постов по воскресеньям, понедельникам, в большие праздники и в день смерти Мани; «избранники» постились чаще. Посту придавалось особое значение. Считалось, что пост помогает очистить Душу живую. В постный день от человека отлетают очищенные светлые частицы, которые именовались ангелами. Главным праздником был праздник Бема (по греч.- алтарь) в память о Мани, который некогда читал проповеди, восседая на алтаре. В честь Мани произносились молитвы и исполнялись «Псалмы алтаря».
Манихейство отразило в фантастической форме некоторые существенные неблагоприятные для человека стороны природного и социального бытия. Не случайно исследователи характеризовали его как пессимистическое учение: пессимизм - вполне устойчивое мироощущение в периоды стагнации общественного строя; в данном случае речь идет о замедленном переходе рабовладельческих отношений в феодализм. (Правда, М. Элиаде оспаривает мнение о манихействе как о пессимистическом учении: «Свет сияет в каждой травинке».) Несмотря на то, что манихейство как автономная религия исчерпало себя в основном к IX-X вв., оно оказалось востребованным - в разной степени и в разных формах - в последующие века, составив основу еретических движений на Западе и Востоке.
В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую арену религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, универсальный характер, – манихейство, названное так по имени ее основателя Мани (216–277). Возникнув, по- видимому, как ответ на потребность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятельную и влиятельную, хотя почти за тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в государстве уйгуров (765–840). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта религия распространилась на обширной территории – от Северной Африки до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением наследия восточных религий с давними дуалистическими традициями; одновременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и философских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение манихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные религии – сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистические христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же этого учения, несмотря на то что манихейство как таковое перестало существовать в ХIII в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способные донести до членов общин достаточно сложное учение.
Манихейское религиозно-философское учение – результат интеллектуального творчества необычайно талантливого человека, обладавшего богатым воображением, обширными познаниями в области религии, философии и природоведения, а также способностью систематизировать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вавилонском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элкасаитов – по имени ее основателя Элкасая (вторая половина II в.). С четырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года выступил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитерами. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео- христианских общинах. В странствиях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны.
Вернувшись в Иран, он появился при дворе персидского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распространять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учениками отправился в очередное странствие, основывая все новые общины. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской империи, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ормизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, заподозрив его в симпатии к Риму, а также в искажение истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископов. Примерно через месяц, заключенный в колодки и цепи, Мани умер (по легенде, был казнен через распятие).
Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочинениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX в. в Восточном Туркестане (район Турфана) были найдены тысячи текстов – фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т.д.) языках и относящихся главным образом к VIII в. В 1928 г. в Каире была найдена книга
"Кефалайя" ("Главы"), написанная на коптском языке примерно через столетие после смерти Мани, – первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихейских книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями Е. Б. Смагиной в 1995 г.). В начале 1930-х гг. в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках. Согласно источникам, манихейский канон создан самим основателем новой религии. Он состоял из семи книг религиозноэтического содержания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фрагменты и названия. Это "Живое Евангелие", "Сокровище жизни", "Прагматия ", "Книга таинств", "Книга гигантов", "Послания" и "Псалмы". В основной канон не вошли еще несколько чтимых манихеями книг Мани, прежде всего "Шапуракет" на среднеперсидском языке, написанная в свое время для Шапура I, в ней излагались основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный художник, написал еще книгу "Образ", которая была снабжена его рисунками, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В "Кефалайе" некий "Слушатель" говорит "Апостолу": "...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом “Образе”".