Молится против отчаяние уныние лень. Молитва от уныния, депрессии, тоски и отчаянья. Хитрость в борьбе с унынием
Уныние - это страсть, которая знакома всем. Она проявляется по-разному, часто прикрывается каким-то благопристойным видом и поэтому ее бывает трудно различить. Но уметь различать ее нужно, потому что страсть эта коварна и очень опасна. Она, как говорит , есть всепоражающая смерть. Что такое уныние?
Уныние — смертный грех!
Оно проявляется в двух видах – иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. В последнем случае человек может внешне вовсе и не иметь унылого вида, напротив, может веселиться, шутить и относиться ко всему с какой-то живостью. Ко всему – кроме чтения Священного Писания, молитвы и прочих духовных занятий.
Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Я думаю, что большинство случаев так называемой - это именно уныние в крайней степени. Расскажу такой случай из своей молодости. У одного человека, которого я близко знал, отец покончил с собой. И этот молодой человек впал в состояние депрессии - до такой степени, что неделями лежал лицом к стене, и ничего ему было не надо. Мама у него была неверующая, имела среднее педагогическое образование и потому считала, что она все знает. И она своими нравоучениями еще больше его доводила. Кончилось тем, что их соседка, верующая бабушка, пожалела этого парня и уговорила его, чтобы он пошел в церковь. Он стал ходить в храм.
Иисусова молитва
Мало чего понимал, мало чего соблюдал, но время от времени ходил. Ему сразу стало значительно легче. Потом он познакомился с нашей компанией, втянулся в нее, а поскольку мы старались вести христианскую жизнь, более или менее строго соблюдать посты, то и он тоже стал вести себя так же. Ему стало еще легче. Потом, когда мы рассказали ему об , о том, как бороться со страстями и в частности с унынием, он начал следить за своей душой, молиться и совершенно бросил всякие лекарства, стал нормальным человеком. Правда, ему приходилось врачам лгать. Они его спрашивали: «Ну, как?», он говорил: «Ничего». «Пьете лекарства?» - «Пью, очень помогает». Если бы он сказал, что не пьет, так они его, может быть, насильно бы в больницу положили - такое время было. А на самом деле он ничего не принимал. Вот пример того, что депрессия - это просто душевное состояние человека, уныние от того, что в душе нет Бога.
Уныния у верующего не бывает?
Такое состояние свойственно очень многим. Более того, мы видим вокруг себя людей, находящихся не только в унынии, но в глубочайшем отчаянии. Один знаменитый подвижник нашего времени - говорил, что современное неверие - это следствие отчаяния, все человечество впало в отчаяние. То есть люди чувствуют такую безысходность, так они отчаялись в своем спасении, что уже отрицают бытие Божие, для того чтобы можно было жить спокойно. Но тоска от этого только усиливается, и человек старается чем-то ее заглушить. Например, начинает пить и пытается этим грубым способом обрести какое-то душевное спокойствие. Более изысканный способ заглушить внутреннюю тоску - стремление человека к наслаждению произведениями искусства, к некоей отвлеченной деятельности.
Но, конечно, было бы неправильно говорить, что у верующего человека уныния не бывает. Бывает, и очень часто. Я сейчас не буду говорить об унынии как о тяжкой брани, наводимой демонами, а скажу о том виде уныния, который встречается наиболее часто - о лени. Так называет уныние преподобный Григорий Синаит. Когда он перечисляет главные страсти, то вместо слова «уныние» говорит « «. Это та же самая лень, только по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему?
Очистить душу
Потому что мы видим, как много в нашей душе страстей и как много надо сделать, чтобы ее очистить. Как в жизни бывает: приходишь, видишь, что надо дров нарубить огромную кучу, и сразу думаешь: «Да ну! Может, как-нибудь перетерпим, померзнем, в тулупчик укутаемся, одеялом укроемся…» В Отечнике есть такой хороший пример. Отец отправил сына возделывать поле. Тот пришел, увидел, что оно все заросло сорной травой, приуныл и лег спать; потом встал, посмотрел на поле и опять лег спать. Так он поступал в течение нескольких дней. Когда пришел отец и спросил, почему он до сих пор ничего не сделал, тот ответил, что он впал в уныние оттого, что много работы, и поэтому спал. Тогда отец сказал ему, что если бы он каждый день очищал хотя бы такую площадь, какую занимает во время сна, то дело бы уже продвинулось. Сын взялся за работу и с Божьей помощью постепенно все очистил.
Это всем знакомо. Когда работы много, человек пугается, опускает руки и начинает думать, что «всей работы все равно не переделаешь». Это наше свойство, проявляющееся в обычных человеческих делах, занятиях, дает о себе знать и в духовной жизни. Не дается нам что-то - и мы сразу бросаем: «Не получается у меня сразу помолиться как Илия пророк, по молитве которого пошел дождь, тогда я и совсем не буду». Или: «Я уже целых три дня подвизаюсь, а у меня еще нет непрестанной молитвы - что ж такое?» Или: «Я уже три года хожу каждое воскресенье в храм, а бесстрастия у меня еще нет - как же так?»
Оправдание унынию
Нам кажется, что нашему унынию есть оправдание: «У меня не получается». Но это действительно лишь оправдание. Ведь если у человека бывают неудачи в каких-то житейских делах, то что он делает? Вот хотел он поступить в институт, но не подготовился и не смог сдать, допустим, химию. Что он начинает делать, если все же хочет учиться в этом институте? Нанимает репетиторов, тщательно готовится, учит именно химию. В следующем году ему удается сдать экзамен - и он поступает в институт. Никто этому не удивляется. Все нормально. Так же и в духовной жизни: когда человек хочет приобрести какую-либо добродетель и почему-то терпит неудачу, он тоже должен сделать вывод о том, почему так произошло и в каком отношении ему нужно исправиться.
Допустим, он все делает правильно, но поддается гордости. Следовательно, ему надо обратить внимание на борьбу с ней. Или: он все делает правильно, но не имеет достаточной ревности к молитве, молится рассеянно. Значит, ему надо понуждать себя к молитве. А мы не хотим сделать таких простых, элементарных выводов, которые в обыденной ситуации сделали бы без всякой посторонней подсказки. И начинаем унывать вместо того, чтобы начать трудиться. Не получилось с первого раза - получится со второго, с третьего, но обязательно получится. Даже сама эта борьба, само понуждение себя к исправлению в том или ином отношении уже приносит в душу человека благодать.
Хитрость в борьбе с унынием
Как бороться с унынием? Это можно делать по-разному. Некоторым по временам помогает даже то, чтобы вкусно поесть. Но если бороться только этим способом и больше никаких не применять, то уныния, может, и не будет, зато будет все остальное. Преподобный Иоанн Лествичник советует употреблять иногда эту хитрость в борьбе с гневом. Он говорит: «Когда тебя борет гнев, можешь дать некое малое утешение чреву». Но хорошо, если оно малое, а то порой человек так утешится - до самозабвения! Конечно, это неразумно. Позволительно употребить и другую хитрость: как-то пошутить. Священник может вовремя пошутить и невинной шуткой привести человека в веселое расположение духа. Пусть это будет радость не духовная, но она все-таки лучше, чем уныние. Но это, опять же, хитрость - маленькая, не решающая вопроса кардинально.
Лучшее средство от уныния
А если подходить к проблеме серьезно, то, конечно, лучшее средство от уныния - это молитва, в особенности молитва Иисусова. Кроме того, во время уныния надо изо всех сил стараться делать все как обычно, то есть не бросать своих обычных занятий, не оставлять молитвенного правила, заставлять себя молиться усиленно, со вниманием. Очень помогает в этой брани и память смертная. Кажется странным: человек вспоминает о смерти - и у него проходит уныние. Наоборот, надо было бы унывать. Однако это не так.
Именно воспоминание о смерти, о будущей жизни отрезвляет человека. Когда он начинает думать о вечности, то осознаёт, что на этом фоне ничтожны все земные скорби - не только мелкие, но и серьезные: тяжкая брань с тем или иным видом греха или опасная болезнь, своя или близких. Благодаря памяти смертной все предстает в другом, а именно, в истинном свете. Человек отрезвляется и понимает, что в действительности все приводящее его в состояние уныния, обезоруживающее его - мираж и что не нужно всему этому придавать значения.
Главное в борьбе с унынием - это самопонуждение
Если мы сами себя не понудим, то никакой совет, никакая чудесная сила или сверхъестественная помощь свыше нам не помогут. Надо понимать, что мы существа свободные и многое зависит от нашего собственного выбора. Господь всегда готов нам помочь, можно сказать, что Он уже устремился нам на помощь, но мы этой помощью пренебрегаем. Мы не замечаем ее оттого, что погружаемся во тьму уныния до такой степени, что не хотим даже немного откликнуться на это Божественное действие, укрепляющее нас в борьбе. Бывает, что человек даже ничего и не сделает, а просто перетерпит уныние и не оставит своей обычной работы или посещения богослужений - и благодать Божия тут же утешает его сердце, он чувствует, что Господь пребывает с ним.
Противоположно лени, как известно, трудолюбие. Вот и нужно приобрести духовное трудолюбие. Труд - он, как говорится, труден. Мы можем не хотеть что-то делать, но знаем, что это нужно, и делаем это, преодолевая усталость, а иногда и боль. Труд вызван необходимостью - не все мы делаем только с удовольствием, - и по большей части он приносит утешение только тогда, когда мы уже завершим работу и увидим ее результат. Даже приступая к какому-то делу с удовольствием, мы всё равно поневоле сталкиваемся с трудностями и возникает желание его бросить. Но представьте себе, хирург делает операцию, а она что-то затянулась, идет уже целых три часа, и он бросает скальпель: «Пусть кто-нибудь другой зашьет, а мне надоело, стоишь тут, уже весь вспотел». Что тогда будет?
Лень в душе человека
Лень в каком-либо житейском деле - это для души человека, конечно, плохо, но лень в духовном отношении гораздо страшнее. Если к ленивому в работе Господь, может быть, еще снизойдет и помилует его, то для ленивого в молитве, борьбе с помыслами, страстями выхода уже нет. Не нужно думать, что борьба за свое спасение - такая легкая и простая вещь, что в ней не должно быть никаких препятствий. Царствие Небесное нудится . Это понуждение необходимо на протяжении всей жизни, а не так, что сейчас ты все понял, три дня потрудишься, а потом тебе надоест: мол, и так все хорошо. Человек развивается и, в чем-то изменившись к лучшему, бывает должен вновь и вновь понуждать себя к достижению бόльших добродетелей. Так он неуклонно движется к вечной жизни, достигая иногда самых возвышенных духовных результатов, самых прекрасных и, как ему казалось раньше, труднодостижимых добродетелей.
Вопрос-ответ:
Вопрос
- Батюшка, у меня никак не получается исправляться, и я от этого сильно унываю. Кажется, что не унывать невозможно. Ведь и для меня самой, и для других очевидно то, что я остаюсь такой же страстной, как и раньше. Мне от этого плакать хочется. Как не поддаваться унынию, и вообще, как относиться к тому, что хочется плакать?
6. Против духа уныния
84. Вопр. Что говорит преподобный Нил о неудобоодолимой силе уныния и о смертоносном действии его на душу?
Отв. "Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют сей дух- дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и чрез него подкрепляясь, он становится лютее и тягостнее. Он нападает с наибольшею силою против живущих в безмолвии. Когда воздвигнутся на душу жестокия волны уныния, человек теряет надежду видеть конец их, и враг влагает ему мысль (убийственную), что велико его страдание в настоящее время, а впоследствии еще увеличится, что он оставлен от Бога, что Бог о нем уже не печется; или, как нашептывает враг, что все происходит в мире без промысла Божия, и то, что приключилось с ним, никому, кроме его, не приключается".
85. Вопр. Как разсеевает преподобный Нил сии мрачныя и отчаянныя мысли?
Отв. "Нет, говорит он нет! Бог, яко чадолюбивый Отец, не нас только грешных, но и Святых Своих, от века благоугодивших, как детей своих, поражал духовным жезлом из любви, да более и более преуспевают в добродетелях. О, тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение. Как в злолютый оный час человеку представляется невозможным пребывать долее в своем месте, в своем устроении и деле; враг все, даже самое доброе, показывает ему в виде отвратительном: так, и по миновании этого часа, все просветляется для него, все начинает иметь для него вид приятный; скорбное исчезает так, как бы его вовсе не было; и он новою возгревается теплотою усердия к доброделанию, и удивляется изменению своему на лучшее.
Тогда решимость его - всегда жить свято и богоугодно, становится тверже от той уверенности, что Бог своею милостию все устроит ему на пользу, и наводит искушения единственно из любви к нему, для усовершенствования его. Тогда он и любить Бога начинает любовию более пламенною и крепкою, уразумев, что верен Господь и никогда не попускает на нас искушение свыше сил наших (1 Кор. 10, 13)".
86. Вопр. "Как преподобный Нил ободряет унывающаго против врага нашего спасения?
Отв. "Враг ничего не может нам сделать без Божия попущения; и он опечаляет дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустится ему от Бога. Уразумев же сие из собственных опытов, инок более и более умудряется переменами, с духом его превосходящими, и доблестно претерпевает всякое скорбное нанесение, ведая, что инок ничем так не может доказать любви своей к Богу, как благодушным перенесением печальных обстоятельств, и что сие возводит его к высшему совершенству. Ибо, как говорит Иоанн Лествичник, "ничто столько не уготовляет иноку венцов, как уныние, если он, ни на что не смотря, неослабно нудит себя к божественному деланию (к молитве и богомыслию)".
87. Вопр. При нападении уныния чего наипаче должно опасаться иноку?
Отв. "Когда, говорит преподобный, настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е. оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу. Одолеваемый унынием, человек, по внушению врага, исполняется сомнения, страха и в отчаяние приводящих помыслов, что он не может быть помилован от Бога, не может получить прощения грехов, избавления от вечных мук и спасения. Многие и другие худые помыслы, которых описать нельзя, вторгаются в душу, и не отступают ни во время, ни после чтения и службы. Все усилие да употребит тогда инок, чтобы не ввергнуться в отчаяние и не вознерадеть о молитве".
88. Вопр. Какое наставление преподобный Отец делает касательно совершения молитвы во время уныния?
Отв. "Сколько силы есть, надлежит молиться; и весьма полезно во время молитвы повергаться лицем. Да молится же унывающий, по наставлению великаго Варсонофия, так: "Господи, виждь скорбь мою, и помилуй мя. Боже, помози мне, грешному". Или, по научению Симеона новаго Богослова, так: "не попусти на меня, Владыко, иску-шение, или скорбь, или болезнь свыше силы моея; но избави от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением". Иногда инок, стужаемый от духа уныния, возносит молитву свою, возведя очи свои на небо и простерши руки ropе, как научил Григорий Синаит молиться на страсть сию, т. е. страсть уныния, которая, равно как и страсть блудная, есть, говорит сей Отец, самая жестокая. К молитве против уныния приложи чтение и рукоделие, понуждая себя к ним; ибо то и другое великую подают помощь в борьбе сей. Бывает, что, и за всем сим, нет облегчения душе, боримой унынием: тогда всевозможно надобно крепиться и изо всей силы вопить в молитве".
89. Вопр. Как противустать духу неблагодарности и хуления, пораждаемому унынием?
Отв. "Против духа и неблагодарности и хулы стой, так вещая: "иди за мною, сатано: Господу Богу моему поклонюся, и Тому Единому послужу, и. все горькое для меня и прискорбное приемлю с чувством благодарения, как ниспосланное от Него для очищения и изглаждения грехов моих, как написано: гнев Господень подъиму, яко согреших Ему (Мих. 7, 9). Тебе самому, на твою главу, неблагодарение и хула да обратятся, и тебе да вменит их Господь: отступи убо от меня: Бог, создавый меня по образу Своему и по подобию, да низложить и да отженет тебя".
90. Вопр. А если и после сего не престанет стужать этот дух, что советует преподобный Нил?
Отв. "Тогда перенеси мысль свою на иной какой предмет, божественный или человеческий. Паче же и первее всего, душа, желающая угодить Богу, да держится терпения и упования, говорит Святый Макарий. Ибо с тем намерением лукавый дух и наводит на нас уныние, чтобы лишить душу упования на Бога: ибо, ведая немощи наши, Бог никогда не допускает чтобы душу, уповающую на Него, одолели напасти. Если и люди знают, коликую тяжесть наложить ослу, и коликую - вельбуду, и надагают на каждаго по силе его; если и горшечник знает, сколько времени надлежит держать на огне делаемые им сосуды, дабы, излишне передержанные, они не не растреснулись, не додержанные же не оказались слабыми; если, говорю, и в людях есть довольно на это дело разсуждения: то не тем ли паче разум Господа Бога ведает, какое каждой душе навести искушение, дабы сделать ее годною и способною к небесному царствию, и удостоить ее не только будущей славы, но и здесь - утешения от Святаго Духа. Ведая да терпим все доблестно и безмолвно, сидя внутрь своей келлии. Впрочем, бывает иногда крайняя нужда, говорит Св. Василий Великий, войти в общение и собеседование с каким либо опытным и назидательным человеком: благовременное и благонамеренное посещение такого человека и беседа с ним в меру (без празднословия и многословия) могут не только изгнать из души уныние, в ней гнездящееся, но и, доставив некоторое отдохновение, придать силы и усердие к дальнейшему подвигу во благочестии. Однакоже Отцы утверждают, уразумев из собственнаго опыта, что в часы искушения, лучше пребыть в келлии неисходно, безмолвствуя".
Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег6.3.1. Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном Духоборцы ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1,3), потому что там сказано, что через Сына «Все … начало быть»…Святитель Григорий Богослов так разъясняет это
Из книги Путешествие пилигрима автора Буньян ДжонГлава вторая. ТОПЬ УНЫНИЯ И вот вижу, что Упрямый повернул домой, а Сговорчивый с Христианином вдвоем продолжили путь, разговаривая друг с другом:- Ну, сосед, - говорил Христианин, - как я рад тебе! Ты хорошо сделал, что решил идти со мной! Если бы Упрямый, подобно мне,
Из книги Путешествие пилигрима в Небесную страну автора Буньян ДжонТопь уныния И вот вижу, что Упрямый повернул к себе домой, а Сговорчивый с Христианином продолжали путь, разговаривая друг с другом так:Хр.: «Ну, сосед, как я тебе рад! Ты хорошо сделал, что решился идти со мной! Если б Упрямый перечувствовал как я всю власть и ужас того, что
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuЧто такое ацедия и чем она отличается от уныния? Иеромонах Иов (Гумеров)Слово akedia, которое в древнегреческом языке значило «небрежность, беззаботность», стало богословским понятием после того, как авва Евагрий Понтийский (345–399) при построении классификации восьми
Из книги О восьми главных страстях и о победе над ними автора Сорский НилКак понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и
Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена ЛьвовнаV. Против духа печали 34. Как преподобный Нил вооружает братию свою против духа печали?"Не мал, говорит, нам подвиг в борьбе с духом печали, ибо он ввергает душу нашу в погибель и нечаяние (отчаяние). Если скорбь принесена от людей, должно претерпеть ее благодушно, и за того,
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин АлександрVI. Против духа уныния 38. Что говорит преподобный Нил о неудобоодолимой силе уныния и о смертоносном его действии на душу?Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют сей дух - дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и чрез него подкрепляясь, он
Из книги Творения автора Величковский ПаисийПричины уныния По словам известного психолога Н. Д. Гурьева, одной из причин уныния является острое желание сожалеть, что в жизни все не так, как хотелось бы. Однако уныние не синоним сожаления, а только желание сожалеть. В этом состоит особенность мира, который создает
Из книги Догматические сочинения автора Грек МаксимЛекарства от скорби и уныния Развитию уныния препятствует, во-первых, признание человеком собственной греховности и ограниченности. Потому что, если мы ограниченны, значит, не можем знать будущего, как, впрочем, не знаем и настоящего. Если же мы грешны, то не имеем права на
Из книги Творения автора Сорский Нил2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,
Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий10. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его... Здесь должно видеть, прежде всего, указание на многочисленные отдельные случаи возмущения от. евреев против
Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан ЗатворникСлово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления Когда случится, тогда займи ум размышлением о смерти. Приди мысленно ко гробу, посмотри там на четверодневного мертвеца: как он чернеет, пухнет, испускает невыносимое зловоние, червями пожирается, потеряв вид и красоту.
Из книги автораXIV. Против Николая латинянина - слово об исхождении Святого Духа Всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Всякое движимое от Отца светоявление, благодатно приходящее к нам, опять, как единотворная сила, возводит нас к высоте и
Из книги автора5. Против духа печали 80. Вопр. Как преподобный Нил вооружает подвижников против духа печали?Отв. "Немал нам, говорит, подвиг - в борьбе с духом печали: ибо ввергает душу нашу в гибель и нечаяние (отчаяние). Если скорбь принесена от людей, должно претерпеть ее благодушно, и за
Из книги автораСтрасть уныния Определение страсти Уныние - мрачное, подавленное состояние духа, гнетущая тоска, лень. Страсть уныния имеет два проявления. Первое - уныние, вгоняющее в сон: лень на молитве, чтении, работе. Второе - уныние, гонящее из дому в поисках общения и развлечения.
Что такое дух уныния? Это то, что называют упадком духа . Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что вся религия христианская полна духом уныния. Глядя на монахов, ходящих в черной одежде потупив глаза и перебирая четки, думают, что вся религия уныла, как вид монахов. А это совсем не так. Это противоречит тому духу, которым проникнуто все христианство, ибо скажите: человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами? Конечно, нет.
Наша религия - не религия уныния, наоборот, она - религия бодрости, энергии, силы воли, силы характера. Религия наша плодом своим имеет не уныние, а нечто совершенно противоположное, то, о чем говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23).
Вот это подлинный дух, сущность нашей религии: вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом . Разве обладающий этой радостью может быть унылым? Конечно, нет.
Люди часто ошибаются, оценивая внешность человека. Подлинный христианин не имеет такого вида, как люди, предающиеся радостям жизни. Он всегда мирен, часто бывает на вид глубоко задумчив, ходит, опустив голову, предаваясь своим размышлениям. Разве значит это, что он уныл, упал духом? Это значит, что радости мирские, которые ценят другие люди, далеки от христиан, чужды ему, как чужды взрослому человеку детские игры и забавы.
Мысли христианина сосредоточены на вечном, на Царстве Божьем, обращении к Господу Иисусу Христу, поэтому он всегда серьезен и задумчив. Иногда бывает, что и христиане становятся по временам унылыми, наступает упадок духа. Они, уже далеко уйдя по пути Христову, пути отречения от мира, иногда мыслями возвращаются на прежний путь; им кажется, что напрасно сошли они с этого пути, что хорошо было бы идти по широкому проторенному пути, по которому идет большинство людей. Тогда впадают в уныние.
Это состояние тех людей, которые познали великие тайны Христовы, оставили широкий путь соблазнов мира, пошли по пути страданий за Христом. Их соблазняет диавол, останавливают легионы бесов, мешают идти по Христову пути, представляя картины радостной жизни, которую оставили, картину счастья семейного, блаженства дружбы, тянут с великого пути обратно, обратно на этот путь.
И нередко бесам удается достигнуть своего: человек впадает в уныние, падает духом, теряет ревность о Господе Иисусе Христе, и это уныние - великая опасность, подстерегающая каждого христианина на пути его за Христом, это соблазн диавольский. Этим наветам духов тьмы подвергались все святые, и в огромном большинстве случаев молитвой, постом, бдением побеждали христиане духа уныния, навеваемого от диавола. Но были и такие, дух уныния в душах которых все возрастал и возрастал, и уходили они с пути Христова. А когда уходили, чувствовали себя оставленными Богом, пустота и тяжесть жизни становились им невыносимыми, и кончали они часто жизнь самоубийством.
Вот почему все святые считали уныние великой опасностью, великим несчастьем и все силы направляли на борьбу с духом уныния.
В уныние могут впадать даже люди святые. Почему, откуда? Уже не от сатаны, не от духов тьмы. Уныние возникает, когда временно бывают они оставлены Божией благодатью. Это бывало со всеми святыми, это необходимое испытание каждого подвизающегося в благочестии. Необходимо оно, чтобы человек не приписал себе, своим силам, своим достоинствам все, чего уже достиг. Нужно ему напомнить, что не своими силами достиг этого, а только Божьей благодатью.
Когда человек достигнет высокой жизни, возомнит он иногда о себе, и Божия благодать его на время оставляет. Впадает он тогда в тяжелое, невыносимое состояние духа, сердце в нем сразу пустеет . Вместо тепла, от Бога посылаемого, водворяется в сердце холод, настает вместо света непроглядная тьма, вместо радости - глубокое уныние. Это Господь делает для того, чтобы напомнить подвижнику, что не своими силами, а благодатью Божией идет по Христову пути.
Это один источник уныния. Какие еще есть источники его? Я говорил вам о праздности, вам должно быть понятно, что праздность - одна из матерей уныния . Люди праздные, не работающие и вполне обеспеченные, утопающие в роскоши, люди, которые пресыщены благами жизни, теряют вкус к жизни, все им надоедает, все становится неинтересным, скучным, ни в чем не находят радости, сердце их наполняет уныние - этот тяжкий и опасный враг нашего спасения.
Еще один источник уныния: есть люди, которые склонны видеть все в мрачном свете, их называют пессимистами . Они склонны быть в таком настроении, сосредотачивать мысль на темном - греховном. Ставят они вопрос: где справедливость Божия, где правда, если бедный, но благочестивый страдает, а неверующий богат, идущий кривыми путями блаженствует?
Если склонен человек замечать в жизни только темное, только дурное, овладевающее им уныние все возрастает, доходит до того, что человек не видит ничего доброго и кончает жизнь самоубийством. Так силен дух уныния. Второй раз говорю, как может он довести до самоубийства.
Есть и еще источник уныния, наиболее частый источник. Это горести, прискорбные случаи, которые испытываем в жизни. Умрет близкий, любимый человек, умрет ребенок, муж, мать. Впадает человек в уныние. Свет ему не мил, думает только об умершем своем дорогом, человек бедный блуждает мыслью около могилы, представляет себе своего близкого лежащим в гробу и разлагающимся. Глубже и глубже становится уныние.
Какое средство избавиться от этого уныния? Не надо блуждать около могилы мыслями своими, вспоминать прошлое, проливать слезы. Умерший далеко-далеко. Надо унестись туда, куда ушел дорогой, любимый всей силой мысли. Знайте, что душа его предстоит Богу и Ангелам, радуясь своему освобождению. Если сосредоточиться не на темном, а на светлом, не на тленном, а на вечном, - дух уныния уйдет.
В уныние повергают иногда тяжкие телесные болезни. Есть много людей, нетерпеливо переносящих болезни. А были люди святые, которые всю свою жизнь лежали прикованные болезнью к постели и славили за это Бога. Нужно помнить о таких и уметь принимать посылаемые от Бога болезни. Не надо отказываться от помощи врача, ибо премудрый сын Сирахов говорит: «Врача сотворил Бог на помощь людям».
Врач - это слуга Божий, который может облегчить страдания и отогнать дух уныния.
Вот каковы источники и причины уныния. Главное средство борьбы с ними - молитва. Это средство, много-много веков испытанное всеми святыми. Нет средства более действенного, чем молитва, постоянная просьба к Богу о помощи.
Когда вступаете в беседу с Богом, Он утешает вас. Отгоняет духа уныния. Когда приходите в храм Божий, где все так далеко от мирской суеты, вслушивайтесь в песнопения, и уйдет дух ваш из темной области уныния и воспарит.
А если приступите к могущественному средству борьбы с унынием, которое дал Господь Иисус Христос, если на исповеди откроете сердце пред пастырем Церкви и если вслед за этим причаститесь Тела и Крови Христовой , почувствуете облегчение и радость, и тогда дух уныния с позором будет прогнан от вас.
Не сосредотачивайте мыслей на мрачном, на греховном, на тяжком, но, возносясь духом горе, сердцем своим пребывайте у Бога, в чертогах небесных, куда нет доступа темным духам, навевающим уныние.
Вот что нужно знать об унынии каждому христианину.
А что сказать о людях, не знающих почти Христа, идущих путем мирским, ищущих радость и утешение от мира? Они по виду часто кажутся довольными, бодрыми, веселыми, как будто нет у них уныния. Не думайте, что это так, не соблазняйтесь их видом, но подумайте об уклонении их с пути.
Если бы знали, что происходит в глубине их сердца!.. В глубине их души никогда не прекращается обличение совести. Совесть услышать никто не может. Внутренний человек поднимает временами голову и начинает вопить. Это постоянное страдание тех, кто гонится за мирским благополучием. Апостол Павел говорит: «Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделывает, печаль же мирская смерть соделывает» (2 Кор. 7, 10).
Если не обратитесь от печали по миру к печали по Богу - погибнете. Помните о тяжести уныния помните, что сердце христианина должно быть наполнено радостью о Духе Святом, радостью стремления к свету, должно быть чуждо печали, которая наполняет сердца грешников.
Помните об этом всегда, и да помилует вас Господь Бог, а святой Ефрем да содействует вам молитвами своими. Аминь.
https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Тоска, уныние и тем более депрессивное состояние является не просто плохим настроением, которое становится лучше лишь от одного незначительного радостного события, такое состояние скорее можно отнести к болезни, причем даже затяжной.
В православной религии уныние и депрессия помимо всего прочего были соотносимы со смертным грехом. Стоит отметить, что при жизни были тяжело боримы с духом уныния и некоторые святцы. И от них как раз таки дошли к нам тексты, помогающие в преодолении сего духа, одними из таких является молитва от тоски по умершему.
Существует множество молебен чудотворцам, которые могут помочь в избавлении от такого сложного состояния. В первую очередь необходимо выбрать один или же несколько священных текстов, которые смогут оказать благотворное влияние именно на просящего.
Определить какая именно молитва от тоски и уныния по человеку поможет довольно просто, то есть при чтении любой из молебни православный верующий должен ощутить, что именно эта молитва способна ему помочь.
Каждому кто нуждается и искренне попросит, будет дарована сильная молитва в отчаянии. Сам же выбор при этом просто необходим, ведь причины и виды появления этого состояния могут быть разнообразны, поэтому и нужно найти именно того чудотворца, который как можно скорее услышит, поймет и исполнит просьбу верующего.
И соответственно молитвенные тексты, также как и причины могут быть разными, даруя помощь в той или же иной ситуации, к примеру:
- Молитва от уныния поможет тем, кто пребывает в эмоциональном заключении;
- Если же человек находится в разлуке со своей семьей и близкими ему людьми, то молитва от тоски поможет ему справиться с этим;
- А вот молебен от печалей способен избавить верующего человека от неудач в разных делах.
Святые, помогающие исцелится от лени,от уныния и отчаяния:
- Праведный Иоанн Кронштадтский;
- Святая Великомученица Варвара;
- Николай Угодник;
- Святец Тихон;
- Преподобный Ефрем;
- Божья мать – особенно эффективной такая молитва станет, если ее провозгласить перед иконой « ».
Обратиться к этой иконе Девы Марии можно такими словами:
«Царице моя Преблагая, надежда моя Богородице, защитнице сирым и странным, обидимым покровительница, погибающим спасение, всем скорбящим утешение, видишь мою беду, видишь мою скорбь и тоску.
Помоги мне немощной, укрепи меня страждущую. Обиды и горести знаешь Ты мои, разреши их, простри руку надо мною, ибо не на кого мне надеяться, только Ты одна защитница у меня и предстательница перед Господом, ибо согрешила я безмерно и грешна перед Тобою и людьми.
Будь же, Матерь моя, утешительницей и помощницей и спаси мя, отгони от меня скорбь, тоску и уныние. Помоги, Матерь Господа моего».
От лени и уныния
Молитва Александру Римскому от лени поможет тем, кто постоянно себя услаждает «ничегонеделаньем», проводит все время в праздных делах, не может взять себя в руки и собраться с мыслями. Стоит отметить, что данное обращение является одним из наиболее сильных и действенных.
«Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего.
В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые, многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство.
Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе.
И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней.
Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена. Аминь» .
Молитва от депрессии святому Тихону
Молитва от депрессии, тоски и отчаяния является искренним обращением рада божьего, криком о помощи при появлении сильной эмоциональной подавленности.
«О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.
Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.
Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.
Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Молебен от тоски по любимому
Молитвенный текст от тяжелых состояний помогает:
- Общее состояние просящего улучшается;
- Появляются изменения в настроение, человек более позитивно ко всему относится;
- Унять тоску по любимому человеку;
- Справиться с неразделимой привязанностью.
- Отпустить умершего;
- Сконцентрироваться на работе;
- Найти занятие по душе и отвлечься от горестных мыслей.
«Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго Водворится речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя, от сети ловчи и от словесе Мятежна, плещма Своима осенит тя, И под крыле Его надеешися, орудием обыдет тя Истина Его. Не убоишися от страха ночнаго, От стрелы летящия во дни, От вещи, во тьме приходящия, От сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, К тебе же не приближется. Обаче очима Твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнягоположил еси прибежище твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя Во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою, На аспида и василиска наступиши и попереши, льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое, Ввозовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, Изму его и прославлю его, долготою дний исполню его И явлю ему спасение Мое».
Храни Вас Господь!
Уныние
Скука и уныние, бываемые с вами, не что иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были сими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и сим наказывалась их к Богу любовь, то и вы в посещении вас оными не пренемогайте <изнемогайте>, но мужественно стойте, терпя, — и облак уныния разженется, и воссияет свет, тишина и спокойствие... (преп. Макарий).
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь и духом. Не хочется ни работать, ни мо-литься, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает (преп. Амвросий).
Мрачность-то духа, хотя и ко искусу посылается иногда, однако все надобно испытать: не за гордость ли посылается? и надобно смириться (преп. Макарий).
Во время сухости и томности также не должно падать в ров уныния и отчаяния, не искать в себе того, чего мы недостойны — великих дарований Божиих, а упокоеваться на смирении, считая себя недостойным оных (преп. Мака-рий).
Причиною упадка духа и страха, конечно, суть наши грехи (преп. Макарий).
Ты так была ослеплена мнимою своею святостью и целомудрием, что не могла видеть своих немощей: оттого теперь страдаешь от тоски и прочих неустройств (преп. Макарий).
Еще ты пишешь, что была очень скорбна от томности духа, т. е. духовного креста, и тут же вижу, что ты без ропота принимаешь сию тяжесть, считая себя того достой-ною, и просишь о даровании тебе терпения в таких случаях. Этому я порадовался, что ты начала приходить в разум истинный. Слава Богу! (преп. Макарий).
Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмо-пение и молитва (преп. Макарий).
Бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указы-вает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком упадать духом, ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе (преп. Антоний).
Когда мы столь немощны и слабы, что ни дать себе чего, ни отбросить от себя чего тяготеющего не можем, то вкупе помолимся Матери Божией и попросим: «Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи ра-дость, веселия рождши Виновнаго, печаль греховную потребляющаго, и мир (спокойствие) подающего всяк ум преимущий» (преп. Антоний).
А что вы мало молитесь Богу, и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на все прочее время есть, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неиз-вестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребы-вать в молитве, и печаль свою во всем возлагать на Господа Бога, и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу (преп. Антоний).
Итак, возлюбленное мое чадо, ни о чем не унывай, а на Бога уповай и старайся при случающихся неприятностях затверживать сие: во имя Господа Иисуса Христа все тер-плю! (преп. Антоний).
Любезная матушка, всеми силами противься сему лютому диаволу (унынию) молитвою смиренною, удалени-ем от празднословия, чтением божественных книг и терпе-нием во искушениях, и побежит от тебя. К сему говори почаще к унылой душе своей: «вскую (почему) прискорбна еси, душе моя? и вскую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, ибо Той спасение лица моего и Бог мой!» (Пс. 41, 6) (преп. Антоний).
Прошу вас ни об чем не унывать, а на Бога уповать, Который во всех неприятностях в жизни едино имеет чело-веколюбие, благость и спасение наше. А посему и долг человека выну благодарить Бога за спасительный Промысл Его, а не малодушествовать и отчаиваться... (преп. Антоний).
Унынию не поддавайся, а всегда старайся веселой и довольной быть, это вполовину облегчает скорбь (преп. Иосиф).
<Послушник каялся батюшке, что проспал лишний час> «Это вас борет бес уныния. Он всех борет. Борол он и преподобного Серафима Саровского, и преподобного Еф-рема Сирина, который составил всем известную молитву: «Господи и Владыко живота моего...». Смотрите, что он поставил на первом месте: «Дух праздности», и, как след-ствие праздности, «уныния не даждь ми», говорит он. Это — лютый бес. На вас он нападает сном, на других уже наяву унынием, тоской. На кого как может, так и напа-дает. Ведь вы не можете сказать, что вы находитесь в праздности...» — «Да, батюшка, почти нет минуты сво-бодной». — «Ну вот, он на вас и нападает сном; ничего, не скорбите...» (преп. Варсонофий).
Не унывай, юная подвижница! Тебя злой враг хочет застращать на первых порах — а ты его не слушай. И го-вори: «Богу пришла я служить, ради умершего за меня нести скорби и труд, пришла в монастырь терпеть и по-мучиться, чтобы вечно со Сладчайшим Иисусом царствовать и наслаждаться и ликовать со всеми от века святыми и Ангелами» (преп. Анатолий).
Уныние — опять повторяю тебе — неизбежно для тебя, потому что никаких вольных скорбей не несешь, а на дьяко-на смотришь и молодых ребят любишь. А ведь в Царство Небесное ничто скверное не внидет, вот и очищает тебя Милосердый Господь унынием и поношением (преп. Ана-толий).
От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей (преп. Моисей).
Под бременем должности мужайся о Господе и внут-ренний крест уныния неси в терпении и благодарении Милосердого Бога, посещающего нас скорбными наведе-ниями. Ему приятны человеки не в покое и веселии, но в пещи смирения, которое оправдывает судьбы Вышнего со благодарением. По множеству же болезней в сердце утеше-ния возвеселят душу твою. Уповай на Бога, а не унывай! От Того спасение (преп. Моисей).
Ты затрудняешься чувствованием духа уныния. Не удивительно. Наш непрерывный подвиг не с ним одним, <но> и с седьмоглавым, а трусить не должно, не на свою смотря немощь, но на Божию силу. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс.26, 1). Я заме-тил в себе, что уныние нездравые и мрачные производит помыслы, и когда увлекаюсь ими со сложением, усиливаю тем дух уныния, когда же глаголами Псаломника ободряю себя, говоря: «вскую прискорбна еси душе моя; и вскую смущавши мя; уповай на Бога» (Пс.41, 6), то тем выдер-живаю подвиг, обретаю облегчение и успокоение. И ты, брате, возмогай о Господе, и будешь видеть спасение Его, только отнюдь не ищи своей воли. «Не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца» (Ин. 5, 30), сказал Господь (преп. Моисей).
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь (преп. Амвросий).
Западет на тебя тоска, читай Евангелие (преп. Амвро-сий).
Помнишь слова: «прилепляяйся Господеви един есть дух с Господем» (1Кор.6, 17), — относятся к тому, чтобы быть осторожным против неуместной дремоты и зевания, еже бывает от уныния, по сказанному: «воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118, 28); уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть не дорожим, а не отвергли еще его (преп. Амвросий).
Если желаете, то можете опять стремиться и на-правляться к тому, что душу облегчает и успокаивает, а с другой стороны, должны постараться оставлять все то, что обременяет душу и совесть и отягчает самое тело, так как уныние, от рассеянности начинаясь в душе, переходит и на самое тело и обоих отягчает и расслабляет (преп. Амвросий).
Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты и от упущения правила, а также от большого по-нуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по-нашему делается, или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша (преп. Амвросий).
В болезненном положении нужно избирать средства к своему успокоению в собственном смысле действительные, а не кажущиеся только действительными, которые более могут повредить, нежели воспользовать... всего более необходима и полезна молитва, то есть призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью теле-сной, или безотрадным томлением душевным, и вообще пе-чальным и унылым настроением духа, что ясно подтвержда-ет и святой апостол Иаков, говоря: «злостраждет ли кто в вас; да молитву деет» (то есть призывая милость и помощь Божию): «благодушствует ли; да поет» (то есть да упражняется в псалмопении)... (Иак. 5, 13). Со-ветую тебе в настоящее время читать эти письма <святого Златоуста к диакониссе Олимпиаде> со вниманием и пере-читывать: в них ты увидишь, как полезно терпеть болезни и всякие скорби с благодарением и покорностью воле Божией, хотя дело это и очень небеструдное. Но что де-лать? Надобно же направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи. Кроме нездоровья те-лесного надобно поискать еще и причин душевных к уясне-нию печального и мрачного расположения духа (преп. Амвросий).
Не унывай — враг будет нападать, что уже и испы-тываешь. Новоначальный — ему сподручнее, как всякий не твердо стоящий для опытного борца. А чтобы не быть таковою, т. е. неискусною и шаткою, читай непременно каждый день Авву Дорофея или св. Иоанна Лествичника. В их книгах — великая сокровищница уроков для духовной жизни. И если будешь идти указанным ими путем по силе твоей, верь, не погибнешь и наследуешь Царство Вечное (преп. Анатолий).
А что томно бывает, то рассмотри совесть: нет ли какого нераскаянного грешка? (преп. Анатолий).
Жаль, что ты ослабела к Богу и к молитве. Впрочем, и со мною то же бывало. То все отойдет, а то и придет. Уповай! (преп. Анатолий).
Что касается тягости на душе, то я тебе и говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой — это молитва Иисусова. А без этого драгоценного дара мона-шеского утешения не ищи, не жди (преп. Анатолий).
Вот в каком положении и ты находишься. У тебя борьба с демоном на жизнь и смерть. Да не на эту зем-ную жизнь, а на вечность. Или со Христом соцарствовать, или в геенне с бесами томиться во веки и в веки. Ты это не видишь и мало понимаешь, а диавол-то очень понимает. И вот он томит и душит тебя — авось, прогло-тит. Ему отраднее, если он там будет не один... (преп. Анатолий).
Советую вам не отчаиваться и не унывать, а во всем на Бога уповать, Который силен есть сохранить и вас, и ваше дитя. Молитесь всегда Святой Троице и читайте: «Пресвятая Троице, помилуй нас», и прочее до конца. И когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, по-кровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» И Господь оживотворит надежду в сердце вашем на спа-сение Его (преп. Антоний).
Уныние и уклонение от должности по указанию оного губительного духа уныния показывает, что ты еще и доселе ходишь не в истинном разуме и не в вере... с твоею волею... я отнюдь не согласен, а Божией — предаюсь неограниченно и боюсь помыслить вопреки (преп. Моисей).
Упование на Господа
Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое, не другое, так третье. Потому и Господь предостерегает: «будите готови». Впрочем, если всегда будете молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будете обретать благовременную от Него помощь (преп. Иосиф).
Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совершается в немо-щи нашей, да уповаем на Господа. Кротость и воздержа-ние с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, «пре-терпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22) (преп. Моисей).
Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и на-носят разные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы подне-бесных, подобно бурям, потрясают души и сердца пребы-вающих на земле человеков. Нам, немощным, что теперь делать? Одно средство ближайшее и вернейшее: возде-вать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где нападала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Бо-гом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно. Господь силен утишить бурю и подать тишину и мир душам нашим (преп. Моисей).
Будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты милостивого Господа, что Он и противными нам мнящими случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточество к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей, от какового позна-ния приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию (преп. Лев).
Насчет матушки Игуменьи слабости и в случае пе-ремен, порядка и обстоятельств нам не должно смущаться. Но все сие состоит в руце Господа, создавшего нас и искупившего дражайшею Своею Кровию, и Той всячески печется о нас и промышляет, но мы, малодушные и младенчествующии умом, но от забвения и нечувствия, не имея достодолжной веры к Его благоутробию и упования, и сие всеобщий враг видя, влагает нам помыслы малодушия и отчаяния, которые погубляют души наши. Но мы, о матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется об нас к благопоспешеству, но и святой Исаак пишет в Слове 56-м: «Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных и плоти твоея потребах; аще ли же не ве-руеши, яко промышление о тебе творит Бог и сего ради печешися кроме Его о яже о потребе твоей окаяннейшей еси всяк человек. И почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: и не убоишися страха, нашедша на тя». Да усмотрим из писа-ния святых и духоносных мужей, заповедавших нам совер-шенно предаться в Промысл и волю Всемогущего Бога, Который яко да и паче чадолюбивейший Отец печется о нас и в душевных, и телесных... (преп. Лев).
Приветствую тебя поздравлением в новом сане, на но-вом месте должности настоятельской, и с высокоторже-ственным праздником великого угодника Христова Николая Чудотворца. Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совер-шается в немощи нашей. Да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, по верному слову Христову: «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22) (преп. Моисей).
Нуждающимся и обремененным покой у Господа го-тов. И не стоят того все наши труды, что ждет труждающихся в кратковременной жизни к вознаграждению вечно-му. Подвизайся, брате, добрым подвигом со упованием на Господа Бога (преп. Моисей).
Господь Всеблагий да подаст и вам добрых обитателей к благоустройству обители, а недужные пусть идут по на-чинаниям сердец их. Будем возводить очи свои всегда ко Господу и Тому возвещать все требования наши и печали сердца. От Него всякое благо, и всяк дар, и созидание. Он дает блага просящим у Него, и тебе пошлет все по Своей благости (преп. Моисей).
Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу (преп. Моисей).
Уповая на Господа, вразумляющего нас во благое и подающего мир душам нашим, благодушно следуй к архи-пастырю, ничтоже сумняся. Верно то, что где гнев видится, оттуда и милость явится. И по множеству болезней в сердце утешения Божия возвеселят душу. Терпением да течем (преп. Моисей).
Чувствительность, являемая в разных встречах по долж-ности, пусть укажет нам пристанище и средства достигать того. Все это так близко и удобно, что не в чем кажется и неудомевать. Близ ти есть глагол — во устех твоих и в сердце твоем. И близ Господь всем призывающим Его во истине. Откуда же уныние и малодушие? От немощи в смысле и силе собственно нашей. Когда же входим в силу веры и упования на Господа молением к Нему, тогда на все встречи смотрим великодушно и действуем, не изнемогая, подобно рекшему: «вся могу о укрепляющем мя Господе Иисусе» (Флп.4, 13) (преп. Моисей).
Что из братии и чад духовных обезвериваются и изме-няются вражиими наветами, не дивно, человеки бо мы, но то удивления достойно, что и по Самом Христе Господе следовавшие ктому не хождаху по Нем. Будем приносить молитвы о таковых ко Господу, да созиждет их дом душев-ный сообразно воле Его святой, и уповать на Него (преп. Моисей).
Не знаю, что сотворит о мне Господь далее; да будет Его святая воля в животе моем и смерти. Не без страха за прошедшее время жизни. Человеколюбие Его, не хо-тящее смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, да сподобит и меня окаяннейшего христианской кон-чины и блаженства <тех>, имже оставишася грехи (преп. Моисей).
А что о. А. недугует люте душею, должно о нем болеть и молить Господа Бога, да исцелит его. Ибо недуг видится такой степени, что ни человек, ни Ангел его не уврачует, а разве Един Всесильный Господь (преп. Моисей).
О твоем перемещении надобно ждать решения, как приготовится преемник на твое место. А покуда что будет, надобно взять терпение великодушием и упованием на Гос-пода, не давая заметить о себе, что ты обеспокоиваешься. Делай по возможности неупустительно все благое для места святого, покуда в твоем заведовании (преп. Моисей).
Простираюсь к скорейшему возвращению, но на сей второй неделе, как назначал, выехать не могу. Видно, так Богу угодно. Я надеюсь, что терпение ваше Господь возна-градит приятным утешением. Все к искусу нашему и в пользу. Познание немощи своей, как для вас, так и для меня, и вообще для каждого, неотменно нужно, да не будем мудры и сильны о себе, но уповая на Господа и на молитвы святых, всегда смиренны в духе пребудем (преп. Моисей).
Господу Богу все возможно есть — не только отча-янного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А по-сему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости мно-го... (преп. Антоний).
Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без которых никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия, ибо Он при-шел грешников спасти, за них пролил Пречистую Кровь Свою и взял на Себя всего мира грехи, претерпел крестную смерть. Сие да будет нам надеждою и утешением к получению вечных благ. Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием таинств церков-ных, веруем, что милость Божия сотворится с ними. Если что и погрешили в житии сем, то Церковь, Мать наша, приносит за них молитвы при Бескровной Жертве, церков-ном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их приносит им великую поль-зу (преп. Макарий).
Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помо-гает (преп. Антоний).
Господь Бог глубиною мудрости Своей истинно человеколюбно все строит, и полезное всем подает. И наш долг есть ничего не испытывать, почему бывает так, а не так, но с детскою покорностью должны предать себя самих в святую волю Отца нашего Небесного и сказать из глуби-ны души: «Отче наш, да будет воля Твоя!» (преп. Антоний).
О домашних и на домашних не скорби. Пошла к Богу и жди от Бога. Он надежнее всех князей и сынов челове-ческих. И настоящею жизнью не увлекайся. Спокойна — благодари Бога, скорбна — опять благодари Бога. И жди всегда милости Божией (преп. Анатолий).
Теперь нигде нельзя найти спокойного места. Теперь только одно надо помнить: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя» (Пс. 120, 1). Только там и искать следует помощи, у Господа, а не надеяться ни на место, ни на человека (преп. Никон).
Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней (преп. Никон).
Никогда нельзя надеяться на человека. Это — вели-кая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Бо-жией помощи (преп. Никон).
Да, нужно принимать меры возможные, подсказывае-мые здравым разумом и не противные духу христианского и иноческого жития, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней (преп. Никон).
Что будет? Как будет? Когда будет? Если случится то и то, куда приклониться? Если совершится то и то, где найти подкрепление и утешение духовное? О, Господи, Господи. И недоумение лютое объемлет душу, когда хочешь своим умом все предусмотреть, проникнуть в тайну грядущего, неизвестного нам, но почему-то страшного. Изнемогает ум, планы его, средства, изобретаемые им, — детская мечта, приятный сон. Проснулся человек, — и все исчезло, стал-киваемое суровой действительностью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге. «Господь — упование мое и прибежище мое» (Ср.: Пс.17, 3). В предании и себя и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое иску-шение — благословен Господь, строящий мое спасение. Даже при наплыве скорбей силен Господь подать утеше-ние великое и преславное... Так я мыслю, так я чувствую, так наблюдаю и так верую (преп. Никон).
Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблудно к крайнему пределу на-ших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Цар-ство Небесное (преп. Никон).
Многие дела человеческие бывают так. Думаем и пред-полагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство со-вершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. — Не вотще Господь гла-голет в Святом Евангелии: «без Мене не можете творить ничего» (Ин. 15, 5) и паки: «невозможная от человек, возможна вся от Бога» (Лк. 18, 27) (преп. Амвросий).
Ежели настоящая жизнь наша есть не что иное, как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек без помощи Божией бывает немощен и несилен, то и долж-ны мы вместо того, чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: «побори борющия мя» (Пс. 34, 1). И паки: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися... Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая» (Пс. 69, 2—3) (преп. Амвросий).
Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р...ского трона. Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле Божией. Силен Господь препитать нас и устроить о нас полезное и ду-шеполезное. Поживи сколько будет возможно у м. N., а после видно будет: что и как. Господь питает и птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, а гнездо устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческие не обращай большого внимания, а только старайся сама по-осторожнее говорить (преп. Амвросий).
Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православ-ной Церкви обносится мудрое слово: человек предполага-ет, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его все-благой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешитель-ного псаломского слова: «открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление...» (Пс. 36, 5—7) и весь псалом до конца (преп. Амвросий).
Что будет, то будет. А будет то, что Бог даст. Бог же устрояет все только полезное, и душеполезное, и спаси-тельное. Только с нашей стороны требуется не малодуше-ствовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылае-мые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать, чтобы и на нас сбы-лось Евангельское слово Господне: «не судите, и не судят вам» (Лк. 6, 37). И паки: «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). И паки: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6, 34). Если Господь доселе промышлял о нас по Своему милосердию, то благость Его и вперед нас не оставит всеблагим Своим промышлением. А пока на досу-ге постараемся поточнее истолковать слова святого Ефрема Сирина: «боли болезнь болезненно, да мимотечеши суетных болезней болезни» (преп. Амвросий).
Должно о всем благодарить Господа, праведно нала-гающего на нас труд к терпению, которое для нас полез-нее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия — ради грехов наших. И самые эти скорби охраня-ют нас от других искушений (преп. Моисей).
Какая будет выгода воину без брани? — Он неис-кусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стя-жать души в терпении и увенчану быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что приидет к тебе помощь (преп. Моисей).
Болю сердцем моим и о том, что у вас во едином часе бывает и брак и погребение, т. е. и радость и печаль, так что в одно время налагаете на себя то и то и зараз раз-рушаете все, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на все и на всех, начиная от Нади, до Бога... Отчего невозможно и покойною вам быть. Но когда пришло благое желание помолиться Богу и про-читать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом ска-жите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености или нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, не вниди в суд с рабой Твоей». Пришли дурные мысли, паки спокойным ду-хом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, про-сти меня горделивую и нетерпеливую!» — Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки (опять) ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога». — И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприяз-ненного духа (преп. Антоний).