Идеи конфуцианства. Что такое конфуцианство? Идеи конфуцианства Что такое конфуцианство
Мыслителем Конфуцием (553-480 до н. э.). Он положил ему основу, а последователи занялись развитием и популяризацией. В чём же заключается его суть?
Общие понятия
Прежде чем перейти к рассказу о том, что такое конфуцианство, хотелось бы отметить, что в китайском языке отсутствует эквивалент данного термина, который является вообще западным. На родине данного мировоззрения его называют 儒, или 儒家. В дословном переводе данные иероглифы значат следующие понятия: «школа учёных» или «школа образованных людей».
Формирование конфуцианства пришлось на период Чуньцю, длившийся с 722 по 481 год до н. э. Это было время сильнейших потрясений в Китае как политического, так и социального характера. Так что история конфуцианства неотделима от истории самого государства. В течение тысячелетий данное учение являлось ключевым компонентом общества и всех систем управления.
После смерти Конфуция его последователями и учениками было образовано множество различных направлений данной идеологии. В III веке, согласно определённым сведениям, их было около 10. В трудах Хань Фэя, китайского идеолога, было названо 8, и обо всех них сохранилось очень мало сведений.
Стоит отметить, что в поздние эпохи сформировалось ещё две политико-философские школы - моизм и легизм. Конфуцианство выдержало эту «конкуренцию», и в период II-I веков до нашей эры стало официальной имперской идеологией.
Социальный аспект
Конфуцианство в Китае формировалось в первую очередь как социально-этическое учение. В те времена мыслителей не волновала онтология и вопросы посмертного существования.
Их интересовало другое. А именно: как должен себя вести человек? Какие надо испытывать эмоции и чувства по отношению к близким и к посторонним? Как правильно поступать по отношению к нижестоящим и к тем, кто выше тебя по статусу? Какой должен быть устрой у государства? И самое главное - как умиротворить Поднебесную?
Такие вопросы возникали потому, что в течение упомянутого выше периода Китай был поделён на целый ряд независимых царств, что вели между собой постоянные войны. Люди помнили о прежних спокойных временах, когда во главе страны стояли мудрые императоры.
Приверженцы конфуцианства пытались всячески поспособствовать воссозданию древних ритуалов, правил поведения, социальных норм. Потому они и изучали, а впоследствии комментировали древние каноны, стараясь до общества и правительства донести свои идеи.
Когда уже конфуцианство в стране закрепилось официально, то стал формироваться соответствующий канон. Мыслители начали унифицировать древние тексты, составлять списки канонических книг, даже создали культ Конфуция с соответствующими церемониями.
Основные принципы
Какие же положения стали фундаментом религии конфуцианства? Принято выделять следующие принципы:
- Жить в обществе и для него.
- Уметь уступать.
- Уважать старших по возрасту и званию, слушаться их.
- Беспрекословно подчиняться главе государства - императору.
- Знать меру, избегать крайностей, уметь себя сдерживать.
- Проявлять человечность.
Также было принято выделять отдельные положения для людей, занимающих высшее положение в обществе и руководящие позиции. Такой человек, кроме перечисленного, был обязан:
- В своём правлении придерживаться добродетели.
- Обладать соответствующими знаниями.
- Быть патриотом и служить своей стране.
- Являться амбициозным, ставить и достигать цели.
- Проявлять благородство.
- Делать окружающим и государству лишь добро.
- Принуждению предпочитать убеждение и собственный пример.
- Проявлять заботу о стране и подчинённых.
Исходя из этих принципов можно сделать вывод: основной идеей конфуцианства являлись благодетель, мораль, нравственность и правильное поведение всех членов общества, которое обеспечило бы в нём комфортный социальный климат.
Своеобразие учения и родовой культ
Древнее конфуцианство является весьма интересным течением. Его своеобразие заключается в том, что Конфуций как основатель практически ничего нового не внёс. Он лишь выступал за узаконивание и беспрекословное выполнение семейно-родовых обрядов, сложившихся сотни лет назад, а также соблюдение традиций и законов.
Выше всего в религии конфуцианства стоял культ предков. Он считался стержнем китайских религиозных обрядов и верований. И масштабы культов предков с их иерархией и значимостью являются прямым тому подтверждением.
Семья - это низовая ячейка. У каждой должен был иметься свой храм или как минимум молельня. Они необходимы для совершения в них в установленное время обрядов семейного культа.
Каждый род, соответственно, должен был основать свой храм предков, посвящённый основателям генеалогического древа. У более крупных общественных групп были ещё более впечатляющие строения. Вообще, принцип был таков: чем выше социальное положение людей - тем масштабнее были их храмы. Чиновники имели по одному. Вельможи - по три. У князей было по пять храмов, а у императора - семь. Простолюдины же устраивали культ в жилищах.
Главные идеи
Их тоже стоит обрисовать кратко. В конфуцианстве немало идей и принципов, но вот какие являются основными:
- 仁 - «Жэнь». Гуманность, человеколюбие, достоинство.
- 義 - «и». Справедливость и долг, значение, смысл.
- 禮 - «Ли». Ритуал и почтительность. Тут же подразумевается этикет и культурность, являющиеся основой конфуцианского мировоззрения.
- 郑分钟 - «Чжэн-мин». Переводится как «исправление имён». Подразумевается, что в обществе будет царить взаимопонимание и порядок, только если люди начнут вести себя в соответствии с должностью и знанием.
- 君子 - «Цзюнь-цзы».Благородство, высокая нравственность, мудрость, умение не совершать ошибок.
- 文 - «Вэнь». Образованность и просвещённость. Духовность, которая сочетается с любовью к учению. Также отсутствие стеснительности в обращении за помощью и советом к тому, кто стоит ниже.
- 迪 - «Ди». Повиновение людям, являющимся старшими по возрасту и статусу.
- 忠 - «Чжун». Почитание нравственного авторитета правительства. Тут уместно такое выражение для более точной передачи смысла: «Если власть не будет алчной, то и люди не начнут воровать».
Это кратко о конфуцианстве в целом. И если изучить все понятия, то можно заметить, что Конфуций в них предлагает путь некой «золотой середины». Великий мыслитель будто бы указывает на важность умения устранять противоречия, достигать политического компромисса, и призывает познавать искусство балансирования между двумя крайностями.
Появление буддизма
Нельзя обойти стороной и эту тему, рассказывая о том, что такое конфуцианство.
Дело в том, что в Средние века в Китае начинает распространяться буддизм - учение о духовном пробуждении, являющееся на сегодняшний день древнейшей мировой религией, признанной многочисленными народами с разными традициями.
Естественно, под его влиянием конфуцианство «модифицируется». В него включаются элементы буддизма. Надо сказать, перенесение этой религии с родной индийской почвы в Китай является одним из самых значительных событий в религиозной истории. Ведь это значило нечто действительно важное. Что страна с собственной культурой приняла развитую религию со своим культом, моралью, учением и каноном.
Вообще, конфуцианство и буддизм - это отдельная тема. Индийское учение в Китае укреплялось сложно и долго. Во многом из-за того, что в буддизме жизнь рассматривается как источник болезненных пристрастий человека. Такой подход противоречил конфуцианским принципам поведения и нормам этики.
И только содействие религиозного даосизма, формировавшегося параллельно, помогло буддизму закрепиться в Китае. Ведь это учение черпало многие понятия именно из индо-буддийской мудрости. О нём, кстати, будет сказано чуть позже.
В итоге буддизм усилил свои позиции. В основном благодаря исторической ситуации эпохи Северных и Южных династий (II-IV вв). Неустойчивость бытия, междоусобицы, кризисы… не лучшая была обстановка. В тот момент призывы буддистов укрыться за высокими монастырскими стенами, отрешившись от земной суеты, оказались очень кстати.
Даосизм
В продолжение темы о том, что такое конфуцианство, нужно упомянуть и данное направление. Это учение о дао («пути вещей») является неким симбиозом философии и религии. Его краткая суть: всё произошло от Дао, сущности и первопричины реальности. Весь мир и люди совершают круговорот, после чего возвращаются в него.
Но понятие Дао принадлежит ко всей китайской мысли в принципе, а не только к даосизму. Все мыслители данного государства являются его приверженцами. Потому что Дао - важнейшая категория китайской культурой. Отличается только её осмысление.
В конфуцианстве Дао - это путь правления на основе моральных и этических норм, а также путь нравственного совершенствования. В даосизме - высший принцип, источник бытия.
В обоих рассматриваемых течениях имела место астрология. И в конфуцианстве, и в даосизме. Но различался подход. Конфуцианцы следили за небесными телами, использовали их феномены и перемещения в политической борьбе.
А вот даосы рассматривали астрологию как источник возможностей для предсказаний и гаданий. Они отлично знали небосвод, расположение планет и звёзд, так что составили множество атласов, календарей и карт. Вообще, даосы были монополистами оккультных наук. Именно они делали предсказания и составляли гороскопы. Причём никто в те времена не начинал важного дела, не спросив совета у даосского гадателя. И женитьба в Китае тогда начиналась с обмена женихом и невестой гороскопами.
Общие черты культур
Конфуцианство, даосизм и буддизм - это основные течения Древнего Китая. Они могут казаться разными, но на самом деле есть то, что их объединяет. Из главного можно выделить:
- Все три учения связаны с уважительным отношением к культуре и традициям, а также к моральным принципам.
- Они несут как религиозную, так и культурную нагрузку.
- Даосизм и конфуцианство - китайские вероучения с общими социальными предпосылками и культурными корнями.
- Многобожие и поклонение силам природы присутствуют в обоих этих течениях. В большей степени в даосизме. Но и в конфуцианстве наблюдается поклонение предкам и духам. Оба этих учения переняли традиции первобытной религии, основой которой был культ природы.
- Буддизм и даосизм объединяет идея несовершенства материального мира, а также стремление достичь гармонии в жизни. Также для них свойственно уважение людей, пришедших к гармонии.
- Конфуцианство с буддизмом объединяет вопрос философии. Их основу составляет теория морали и нравственности. Немалое значение придаётся совершенствованию человеческой природы, воспитанию. Но в то же время в буддизме имеют место такие понятия, как просветление, карма и сансара (круговорот рождения и смерти). В даосизме и конфуцианстве этого нет.
Но наиболее характерной чертой для всех трёх перечисленных направлений является стремление к постижению истины, к знаниям и благополучию.
Афоризмы Конфуция
Не будет лишним обратить внимание и на них. Каждый афоризм - это оригинальная законченная мысль. Конфуций был автором многих таковых изречений. И поскольку он является основоположником обсуждаемой идеологии, то именно в его словах прослеживается её суть. Вот некоторые из них:
- Благородные люди живут в согласии с другими, но не следуют за ними. Слабые же за другими следуют, но с ними в согласии не существуют.
- Друзьям нужно советовать только то, что они могут сделать, вести их к добру без нарушения приличий. Однако не надо действовать там, где отсутствует надежда на успех.
- Будьте к себе строги, а к людям - мягки. Оградите себя от чужой неприязни.
- Посылать воевать необученных людей - предавать их.
- Попробуйте быть чуть-чуть добрее. И вы заметите, что совершить иной поступок вы не в состоянии.
- Почтительным сыном является тот, кто мать и отца расстраивает лишь своей болезнью.
- За зло нужно платить по справедливости. За добро - добром.
- К знанию ведёт три пути. Размышление - наиболее благородный. Подражание - самый легкий. Опыт - тяжёлый и горький.
- Мудрый человек никогда не сделает другим того, чего он не хочет, чтобы сделали ему.
Если хочется понять суть философии конфуцианства, то можно просто прочитать афоризмы, автором которых является его основатель. В каждом выражении мыслителя заложен глубокий смысл, который остаётся актуальным по сей день.
Конфуцианство в современном Китае
Глядя на то, какие в XXI веке позиции занимает это государство на мировой арене, можно лишь диву даваться. И многие современные культурные деятели и мыслители считают: тут есть заслуга конфуцианства, которое вот уже как третье тысячелетие оказывает влияние на социальный, политический и экономический уклад страны.
Конечно, современный мир уже не тот. Принципы, бывшие в конфуцианстве основными, с течением времени преобразовались. Но это лишь вывело китайскую политическую культуру на другой уровень.
В соответствии с идеологией, государство - это большая семья. Правит ею человек, взявший на себя ответственность за благополучие своих подданных, относящихся к нему с уважением. В современном Китае правительство защищает граждан, оказывая помощь в случае безработицы, инвалидности и болезни.
Такая концепция «большой семьи» сплачивает весь народ. Её позитивное влияние особенно было отмечено во второй половине XX века. Тогда население Китая на 80% составляли крестьяне. Хорошее отношение к ним государства и достойные условия работы мотивировали людей, и они перевыполняли планы. Это привело к экономическому росту.
В рыночной экономике тоже наблюдаются принципы конфуцианства. Её развитие опирается на нравственные принципы - обогащение достигается не грабежом и обманом, а честным трудом.
А в начале 2000-х государство, придерживаясь модернизированных постулатов рассматриваемого течения, приступило к урегулированию проблемы социального неравенства. В 2003-м начала формироваться система корпоративной сельской медицины. А в 2007-м было объявлено, что отныне среднее образование для крестьянских семей бесплатно.
Резюмируя, можно заявить, что учение Конфуция оказало поистине уникальное влияние на всю китайскую нацию. И это даже нельзя назвать религией. Конфуцианство - это традиция, образ и принцип жизни, неотъемлемый компонент развитого общества, являющегося благополучным в политическом, экономическом и социальном планах.
Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы) .
Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев , начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм , ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными . Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.
Кун-цзы 551-479 до н.э. (в Европе известный под именем Конфуция) жил в кризисное время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточённая война всех против всех, участники которой не гнушались ничем, борясь за власть. Если добавить к этому возросшую продажность чиновников, страдания простого народа, то станет понятным смысл древнего китайского проклятия "чтоб тебе жить в эпоху перемен ".
Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности , которая представлялась как "золотой век ". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью , когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.
Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга . Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде ". Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли). Именно обрядовая сторона стала одним из самых заметных проявлений конфуцианства, достаточно вспомнить поговорку "китайские церемонии ". Чем более высокое положение в общественной иерархии занимал человек, тем более он был опутан условностями различных ритуалов, зачастую доведённых до автоматизма.
Социальный порядок , который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником ", т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие "сяо " — сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения "сяо " — в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров "сяо ", например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.
Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана . Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример — подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось.
Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам . Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.
Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию . Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами. Даже если китаец в последствии становился буддистом, даосом или христианином, в глубине своего естества, даже подчас не осознавая этого, он мыслил и вёл себя как конфуцианец.
Образование заключалось в обучении грамоте, знанию письменных канонов и классических конфуцианских сочинений. Благодаря повсеместному распространению конфуцианства в средневековом Китае грамотеи обладали большим авторитетом и социальным статусом . В стране процветал культ грамотности, слой грамотеев в Китае играл туже роль, которую в других цивилизациях играли дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Образованный человек должен был хорошо знать древние тексты, оперировать изречениями мудрецов и самостоятельно писать сочинения, согласующиеся с канонами конфуцианства. Дать сыну образование — мечта каждой китайской семьи, но реализовать её могли немногие. Сложность обучения чтению иероглифов, пониманию древних текстов требовала долгих лет упорного труда. Но и награда за труд была весьма заманчивой. Пройдя систему экзаменов, каждый грамотный человек мог войти в сословие шэньши , что давало ему ряд привилегий. Первая экзаменационная ступень называлась сю-цай, проходила она в течение двух-трёх суток. Экзаменуемый должен был за это время под бдительным контролем экзаменаторов написать небольшую поэму, сочинение о каком-либо событии древности, а также трактат на отвлечённую тему. Успешно сдавали экзамен только 2-3% соискателей. Следующие ступени цзюньжэнь и цзиньши предполагали ещё более строгий отбор. Сдавшие самый сложный экзамен, могли рассчитывать на высокие должности в бюрократической системе, почёт и богатство. Даже прошедшие первую и вторую ступень пользовались большим уважением окружающих и могли претендовать на второстепенные должности. Обладатели степеней и их соискатели автоматически попадали в особое сословие шэньши , которое занимало место господствующего класса в средневековом Китае. Важно отметить, что путь в шэньши основывался лишь на знаниях и упорном труде — богатство и социальное положение не играли в этом решающей роли. Это обеспечивало мобильность данной социальной группы, притягивало в неё самых упорных и талантливых в овладении конфуцианскими знаниями.
Двадцатый век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма.
Китайская цивилизация подарила миру бумагу, компас, порох, оригинальное культурное наполнение. раньше других понял важность учения среди чиновничьего аппарата, раньше других стран осознал важность передачи научных знаний и уже в раннее средневековье стоял на пороге капитализма. Современные исследователи склонны объяснять такие успехи тем, что китайская духовная жизнь не имела строгой религиозной линии на протяжении своей истории. Пока церковные догмы диктовали западному миру законы божие, Китай развивал своеобразное социально-культурное мировоззрение. Главным философским учением, заменившим политическую идеологию и религиозное сопровождение, стало конфуцианство.
Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Миссионеры Старого Света в конце XVI века назвали господствующую социально-политическую систему Китая по имени ее основателя - Кун Фу-цзы (учитель из рода Кун). В китайской традиции философское направление, основанное Конфуцием, носит имя «школа образованных людей», что куда лучше объясняет ее сущность.
В древнем Китае чиновники на местах назначались, поэтому государственные мужи, потерявшие место, часто становились бродячими учителями, вынужденными зарабатывать преподаванием древних писаний. Образованные люди оседали на благоприятных территориях, где и образовывались впоследствии известные школы и первые протоуниверситеты. В период Чуньцю особенно много бродячих преподавателей было в царстве Лу, которое и стало родиной Конфуция (551–479 до н. э.) и его учения.
Период раздробленности в истории Китая стал расцветом философских течений разнообразных направлений. Идеи «100 школ» развивались, не особо конкурируя между собой, пока Поднебесная империя не направила исторический корабль по курсу укрепления феодализации.
Конфуцианские ценности
Философия Конфуция зарождалась во времена неспокойные, все социальные ожидания жителей Поднебесных земель были направлены в мирную сторону. В основу конфуцианской философии заложены культы первобытного периода - культ предков и почитание первопредка всего китайского народа легендарного Шанди. Доисторический полумифический правитель, дарованный Небом, ассоциировался с высшей полубожественной силой. Отсюда берет начало традиция называть Китай «Поднебесным», а правителя - «Сыном Неба». Вспомним хотя бы знаменитый “ ” в Пекине – один из символов столицы КНР.
Первоначально учение исходило из того, что желание жить и развиваться - это принцип, лежащий в основе человеческой сущности. Главной добродетелью, согласно Конфуцию, является - гуманность (жэнь). Этот жизненный закон должен определять взаимоотношения в семье и обществе, проявляться в уважении к старшим и младшим. Для постижения жэнь человек должен самосовершенствоваться всю жизнь, силой ума избавляя себя от низменных проявлений характера.
Смысл человеческого бытия в достижении высшей степени социальной справедливости, которую можно достичь, развивая в себе положительные качества, следуя по пути саморазвития (дао). О воплощение дао в конкретном человеке можно судить по его добродетелям. Человек, дошедший до вершин дао, становится идеалом нравственности - «благородным мужем». Ему доступна гармония с собой и природой, миром и космосом.
Конфуций считал, что для каждой семьи в отдельности и единого государства в целом правила едины - «государство - это большая семья, а семья - это малое государство». Мыслитель считал, что государство создано для защиты каждого человека, поэтому от престижа монархической власти зависит народное счастье. Следование древним традициям помогает внести гармонию в социальный уклад, даже при материальных и природных трудностях. «Человек может расширить дао, но не дао человека».
Вера в загробную жизнь больше была данью сыновнего почтения к старшим родственникам, нежели религиозным культом. Конфуций верил, что строгое соблюдение ритуалов и обычаев, помогает обществу быть более стойким к социальным потрясениям, помогает понять исторический опыт и сохранить мудрость предков. Отсюда и учение об исправлении имен, гласящее что «государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Поведение человека определяет его должность и семейное положение.
Великий мыслитель Конфуций, опираясь на полумифическую древность и нестабильную современность, создал для своей страны философскую систему, которая направила народную волю по пути развития и процветания. Его мировоззрение нашло отклик в лице современников и в душах последующих поколений. Конфуцианство не являлось строгим сводом правил, а оказалось гибким, способным пережить тысячелетия, впитывая в себя новые знания, и трансформироваться на благо всех жителей Поднебесной.
После смерти мудрейшего учителя из рода Кун, его учение продолжили развивать ученики и последователи. Уже в III веке до н. э. существовало около 10 различных конфуцианских направлений.
Исторический путь конфуцианства
Традиции «школы образованных людей» были заложены в век расцвета древнекитайской философии в эпоху раздробленности. Объединение государства под императорской рукой требовало жесткой территориальной и культурной централизации. Первый правитель единого Китая Великий Цинь Шихуанди (создатель ) для укрепления своей власти возводил не только на границе, но и в умах своих подданных. В качестве главной идеологии приоритет был отдан легизму. А носители конфуцианской философии, согласно легенде, жестоко преследовались.
Но уже следующая династия Хань сделала ставку на конфуцианство. Многочисленные последователи древней мудрости смогли восстановить утраченные тексты по устным источникам. Разные трактовки речей Конфуция создали ряд смежный учений на базе древних традиций. Со второго столетия конфуцианство становится официальной идеологией Поднебесной Империи, с этого времени быть китайцем значить быть конфуцианцем по рождению и воспитанию. Каждый чиновник обязан сдавать экзамен на знание традиционных конфуцианских ценностей. Подобная экзаменация проводилась более тысячи лет, на протяжении которых сложился целый ритуал, просуществовавший до XX века. Лучшие кандидаты подтверждали свои знания в легендарном , сдавая главный экзамен в присутствии императора.
Учение о стремлении человека к добродетелям не создавало препятствий для параллельного развития различных религиозных и философских систем. Начиная с IV века в китайское общество начинает проникать . Взаимодействие с новыми реалиями, культурная ассимиляция индийской религии, добавление мировоззренческой системы даосских школ, привело к рождению нового философского направления - неоконфуцианства.
С середины VI века начала складываться тенденция на усиление культа Конфуция и обожествление власти императора. Был издан указ о возведении храма в честь древнего мыслителя в каждом городе, что создало ряд интереснейших . На этом этапе начинает усиливаться религиозный подтекст в трактатах, основанных на творчестве - Конфуция.
Современная версия постнеоконфуцианства является коллективным творчеством множества авторов.
Огромная восточная страна, где любят поедать насекомых, изготавливают всевозможные предметы обихода и с пелёнок учатся каллиграфично рисовать иероглифы, давно манит исследователей своей загадочностью и тонким менталитетом. Китай всегда может удивить: экзотикой, интересным укладом жизни, непонятным для нас, славян, мышлением. Одной из его изюминок является конфуцианство, кратко охарактеризовать которое можно как воспитание людей на благо обществу и самим себе.
Общая информация
Слово "конфуцианство" имеет европейское происхождение. Оно образовалось от латинизированной формы титула и фамилии его основателя и означает "мудрый учитель Кун". Одновременно его китайский аналог "жу-цзяо" переводится как "учение просвещённых, благовоспитанных людей". Исходя из этого, многие древние исследователи утверждали, что конфуцианство - религия учёных. Но это не совсем так. Назвать рассматриваемое течение строго верованием трудно, скорее, это уклад жизни, способ мышления и восприятия окружающего мира.
Несмотря на это, конфуцианство всегда рассматривается как религиозно-философское учение, наполненное традициями Востока. Его влияние на китайское общество было настолько великим и глубоким, что с помощью принципов этого течения формировались ценности людей, житейская мудрость. С веками значение его нисколько не уменьшилось, оно ощущается в любой сфере жизни. Кроме того, конфуцианство - религия, философия и учение - на протяжении почти двух тысячелетий оставалось главной идеологией Китайской империи. Фактически её значение было аналогичным католической церкви и Ватикана в Европе в Средние века.
Основатель учения Конфуций
Жил он в VI-V веке до нашей эры. Это был период междоусобиц и раздробленности страны. Поэтому в учении отобразилось стремление переделать хаотичный порядок вещей и принести обществу стабильность и процветание. Будущий великий философ родился в семье бывших аристократов, которые обанкротились. Он очень рано осиротел и жил довольно скромно, пока ему не повезло раздобыть денег на путешествие в государство Чжоу - царственный домен, где он благополучно устроился на работу в книгохранилище. Именно тут Конфуций познакомился с Лао-цзы, с которым проводил много времени в беседах и дискуссиях.
Вернувшись на родину, он увлёкся древними ритуалами и музыкой, которая, по китайским убеждениям, отражала вселенскую гармонию и воссоздавала её среди людей. Все эти принципы позже впитало в себя и учение - древнее конфуцианство. Вскоре философ открыл собственную школу и стал первым педагогом-профессионалом в истории Китая. Самое интересное то, что его ученики непременно становились важными государственными деятелями. Сам же Конфуций никогда не получал высокой должности, хотя и стремился к этому. Умер учёный в родном городе Цюйфу.
"Лунь Юй"
Эта книга - основа всего конфуцианства. В ней записаны все высказывания, мысли и утверждения Конфуция. Ученики философа по крупицам собирали эти ценные сведения, в результате появился сборник, состоящий из коротких бесед философа со своими последователями. Они формируют все принципы и догмы, которые проповедует конфуцианство. Кратко и точно в книге передан весь Конфуция:
- 15 лет. Помыслы обращены к образованию.
- 30 лет. Обретение самостоятельности.
- 40 лет. Избавление от сомнений.
- 50 лет. Познание воли Неба.
- 60 лет. Умение отличать правду от лжи.
- 70 лет. Следование за желаниями сердца и умение не нарушать Ритуал.
В этих коротких строчках - весь Конфуций. Его длинный путь от образования до свободного следования желанием сердца и соблюдения норм поведение стал ориентиром, нравственным и священным, для всей Конфуцианство (философия этого учения и передаются из поколения в поколения) почитается всеми жителями Китая.
У истоков философии
Учение Конфуция, как и другие великие китайские религиозные и философские течения, зародилось в Китае в VI-V веках до нашей эры. Именно в это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Был нарушен главный принцип империи "кто богат, тот знатен". Люди, не имевшие к аристократии никакого отношения, обладали богатством за счёт железа, которое начали активно добывать. Все это нарушило гармонию и спровоцировало междоусобицы.
Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. Некоторые просуществовали всего пару десятилетий. Другие же - конфуцианство, даосизм, легизм - настолько прочно внедрились в культуру Китая, что просто невозможно представить сегодняшнюю страну без них. Таким образом, учение Конфуция на пустом месте не возникло. Во время разрухи и бедствий великий философ размышлял над принципами и методами, которые смогли бы навести порядок. И главным способом достижения гармонии, по его мнению, был сам человек, его воспитание, мораль и поведение.
Государственная этика
Так как учение должно было в первую очередь привести в порядок дела страны, оно имело и политический характер, основанный на этических принципах. Следует сначала воспитать человека, и тогда все остальное, включая политику, станет на круги своя. Надо проявлять больший интерес к душе народа, говорил философ. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль.
Время показало, что это действительно работает. Самое трудное оказалось в следующем: заставить человек вести себя так, как того предполагают принципы этики и морали. Люди, даже те, которые хотят измениться в лучшую сторону, не сразу могут перевернуть свой внутренний мир с ног на голову. Часто это не получается. Другие же просто не хотят работать над собой. Потребовался особый подход, и Конфуций его отыскал. Он воспользовался поклонением китайцев культу предков. Образы ушедших в мир иной были более значимы и реальны, чем абстрактное небо. Известно, что легендарные предки - образ для подражания в Китае. Таким же символом нации стал впоследствии и сам Конфуций.
Ритуал
Это священный закон, которого придерживается конфуцианство. Кратко описать его значение можно так: ритуал - это не заученные правила поведения человека, а осмысленные им поступки, жесты и слова. Это самостоятельное явление, которое люди должны перенимать с молоком матери. Это данный от природы дар жить правильно и красиво. Понятие ритуала сложное, многогранное. Конфуций не раз говорил, что не всегда удаётся его соблюдать. Даже праведные предки часто сбивались с дороги.
По Конфуцию, человек должен любить ближнего, чувствовать ответственность за исполнение своего долга перед обществом и страной, быть искренним и преданным, заботиться о младших и почитать старших. На этих качествах и основывалось учение философа. Нормы поведения в семейном кругу он переносил на огромную империю. Залог спокойствия и процветания Поднебесной в том, что каждый находится на своём месте и чётко исполняет возложенные на него функции, говорил Конфуций. Он называл это "да лунь" - принцип взаимоотношений между людьми, основным стержнем которых выступает человеколюбие. И это основное правило гармоничного общества.
Человеколюбие
Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества - только верхушка айсберга.
Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, - это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.
Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.
Гуманность
Ещё один принцип, лежащий в основе конфуцианства. Это почтительность по отношению к старшим людям, братская любовь, взаимопомощь и покровительство над младшими. всегда гуманен. Так говорит конфуцианство. Философия этого понятия тесно переплетается с человеколюбием. Именно они определяют истинность человека, а не его образование или воспитание.
А был ли гуманен сам великий учитель? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав ситуацию, в которую однажды попал Конфуций. Как знатока тонкостей и особенностей ритуала, его пригласили в дом аристократа. Началось представление и зазвучала музыка, выбежали актёры, которые должны были показать тематическую сцену. Но Конфуций внезапно прервал представление и приказал казнить всю труппу. Жестоко ли это? Да, определённо такое поведение не соответствует гуманности и человеколюбию. Но тут философ продемонстрировал другое важное правило конфуцианства как восточной религии: чётко исполняй инструкции, соблюдай все догмы и принципы, иначе будешь наказан. Именно это и произошло с актёрами, которые отошли от сценария.
Благородство и культура
Каждый уважающий себя человек должен обладать этими качествами. Так считал Конфуций. При этом соблюдение ритуала - неотъемлемая часть жизни культурного и благородного китайца. То есть люди обязаны в первую очередь думать не о еде, а о высших материях. всегда размышляет о возвышенном: о пути, о жизни и культуре. Принципы конфуцианства всегда делают акцент на духовном, а не на плотском насыщении.
Другой стороной культуры, по мнению Конфуция, является чувство меры. Животное не контролирует свои инстинкты, и когда видит пищу, то полностью её заглатывает. Хищник будет преследовать свою добычу до полного изнеможения и упадка сил. Человек - существо высшего ранга. Он во всём должен соблюдать золотую середину, не уподобляться зверю, даже если речь идёт о таком его врождённом инстинкте, как утоление голода.
Что касается благородства, им обладает тот китаец, который сможет до конца пройти три дороги: отшельника, чиновника и военного. При этом он должен соблюдать следующие правила: в первом случае быть человеколюбивым и не беспокоиться, во втором - знать и не сомневаться, в третьем - оставаться смелым и не бояться.
Школа Конфуция
Образование - важная часть ритуала. Такой вывод можно сделать, изучая конфуцианство. Кратко и логично мыслить, быть в курсе всех событий, знать основные принципы развития той или иной сферы - всё это должен уметь любой уважающий себя китаец. Именно в учении проявляется совершенствование человека, говорил Конфуций. Он был первым в Поднебесной, кто открыл бесплатные школы. Философ стал учителем всего народа.
Школа конфуцианства обучала своих подопечных правильно выбирать жизненный путь и не сворачивать с него. Философ не читал лекции, а беседовал с учениками, считая, что правильная мысль и утверждение рождаются именно в диалоге. Разговаривая, люди делятся знаниями, переживают за собеседника, поддерживают его. Также Конфуций часто рассказывал о жизни далёких предков, сопоставляя её с современностью. Учитель всегда был снисходительным. Он требовал много от тех, кто действительно являлся мудрым и проникновенным. От заурядных умов он не ждал великих достижений, просто пытался их совершенствовать и развивать.
Роль конфуцианства
Безусловно, она огромна. В нынешнем мире Конфуций - символ своей нации, который подарил Китаю духовное и моральное долголетие. В учебниках истории его часто изображают в виде старца, окружённого детьми. Каким же был на самом деле его облик, не знает никто. философа покрыто множеством легенд и мифов. Что касается его учения, то за многие века оно видоизменилось и трансформировалось.
История конфуцианства тысячелетняя, поэтому современный вариант учения существенно отличается от древнего. В наши дни это особый стиль жизни, который не понять европейцам. "Восток - дело тонкое", - говорят они, что абсолютно логично и неизменно. Даже в XXI веке китайские чиновники пытаются соблюдать учения и вести себя так, как проповедовал Конфуций. Их поступки продиктованы наследием древнего философского и религиозного течения, которое делает китайцев не похожими на другие народы, а Поднебесную - особенной, не такой, как большинство государств. Роль конфуцианства при этом велика. Его влияние чувствуется во всех сферах жизни китайцев.