Сервет мигель. Мигель сервет, испанский врач М сервет
Над Швейцарией плыли свинцовые облака. В мастерских трудились часовщики, типографы. Слова милосердия звучали в храмах… Шестнадцатый век… Один из его дней отмечен в истории. 27 октября 1553 года женевцы стали свидетелями зрелища, необычного для страны кальвинистов. Религиозная процессия двинулась к городской площади, где должна была свершиться казнь. Человека и книгу приковали к столбу. Голову обвили шутовским соломенно-серым венком. Хворост и дрова громоздились у ног… Палачи не исторгли покаяния у осужденного. В гневном взлете бровей, в омуте черных глаз они видели неукротимую волю. Костер пылал. Стон заменил последнюю речь мученика. И остались обугленные кости, пепел, выжженная трава. Трагическому концу предшествовала стремительная и буркая жизнь…
Мигель Сервет родился в 1511 году в семье нотариуса в местечке Вилланоза (Испания). Учителя высоко оценивали способности подростка. Он выделялся изумительной памятью, живостью воображения и сердечностью.
Отрочество… Мигелю чудилось зарево крестьянской войны. Набатом гремели письма Томаса Мюнцера к дорогим товарищам в лохмотьях, с загрубелыми руками. Суровый анабаптизм отражал интересы угнетенных. Юноша вступил на путь скитания и дерзких помыслов. За гранью Пиренеев змеилась дорога, ведущая во Францию, родину его матери. Студент-юрист Тулузского университета перечитывал книги гуманистов, речи Мартина Лютера, трактаты по истории церкви.
Сервет общался с учеными и писателями, богословами и общественными деятелями, скромными ремесленниками и крестьянами, путешествуя в должности секретаря духовника императора Карла V. Он ощутил пропасть, возникшую между ранним христианством и свирепым католицизмом, между словами и делами протестантов. Молодой испанец увлекся философией пантеистов, растворявших Бога в природе, созерцавших его как свод законов мироздания. Он страстно ратовал за идеи первых христиан. В лице Сервета антитринитарии (сторонники сект, отрицающие догматику святой Троицы) обрели глубокого мыслителя, пламенного публициста. Его сочинение «Об ошибках Троицы» (1531) подрывало догматику.
Лютеранская и кальвинистская церкви учли направленность опасной ереси. Вольнодумца шельмовали на диспутах, в печати, отлучали от церкви.
Сервета увлекает естествознание. В 1532 году он поселился под именем Михаила Вилланова в Париже, изучал математику, астрономию, медицину. В Лионской типографии он ведет корректуру, редактирует новое издание «Географии» Птолемея с оригинальным комментарием (1535), собирает материалы об антицерковном движении ремесленников из Альбы.
И снова Париж, библиотеки, аспидные крыши, отражающие закат. Сервет усиленно занимается анатомией, встречается с Везалием, Кальвином, участвующим в диспутах. Сервета интересуют и события бурного времени. Его волнует история Мюнстерской коммуны (1534-1535), судьба этого героического восстания.
Гонение усиливается. Сервет ищет пристанища и находит его во Вьенне, где занимается врачеванием, переписывается с Кальвином, слушает на досуге чудесные французские песни. Оружие продолжало коваться. В 1553 году Сервет подготовил к печати книгу «Восстановление христианства» - завершение идей юношеского трактата «Об ошибках Троицы».
Сервет категорически отрицал учение о «святой Троице», раскрыл аморальную сущность церковной организации, изобличил протестантов, которые оправдывали веру, не связанную с добрыми делами, он славил «милосердие, поднимающее человека до Божества, вечное по своему характеру, способствующее достижению совершенства будущего века». Жестокости католической инквизиции, деспотизму кальвинистов, ограниченности реформаторов противопоставлялись сочувствие обездоленным, поиски нового пути переустройства человеческого быта.
«Восстановление христианства» включало также замечательные страницы, посвященные малому кругу кровообращения. В богословской книге физиологический раздел не явился случайностью. Сервет - врач стремился использовать данные естествознания с целью укрепить свои религиозные воззрения.
Впрочем, сам Сервет, считавший католицизм главным врагом, терпимо относился к протестантам, видя в них, прежде всего, борцов против католицизма. Отрывки из своей антикатолической книги он послал в Женеву Кальвину, одному из столпов протестантизма.
Книгу тайно издали во Вьенне. На титульном листе фигурировали три буквы - М. S. V. Нетрудно было расшифровать имя и фамилию автора: Michael Servet Villanovanus. Обнародование книги ускорило развязку драмы. Кальвин, ненавидевший Сервета за его выступления против догмата о троичности Божества, написал через подставных лиц донос Лионской инквизиции о том, что автором книги является испанский еретик Сервет, живущий во вьеннской епархии.
7 апреля 1553 года Сервета арестовали. Друзьями был организован побег из тюрьмы. Светский трибунал, в связи с отсутствием еретика, постановил сжечь 17 июля куклу, изображающую его, и пять тюков с экземплярами книги «Восстановление христианства». Сервет покинул Францию. На пути в Италию он посетил Женеву, был опознан, заключен по указанию Кальвина в каземат, обвинен в атеизме, попытке ниспровержения догматики христианства, в отрицании «божественности Сына», бессмертия души.
Столкновение Сервета с Кальвином в основном отражало борьбу швейцарских и других реформаторов с антитринитариями. В Женеве торопили палача. Сожжение одобрили вожди лютеранства. Слуги папы римского также благословили пламя.
Так в гонении против Сервета «трогательно» объединились католики и протестанты. Но, протестанты в чем-то даже перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы. Кальвин сжег Сервета, когда тот подошел вплотную к открытию кровообращения, и при этом заставил жарить его живым два часа; инквизиция удовольствовалась по крайней мере тем, что просто сожгла Джордано Бруно».
Прогрессивное человечество высоко чтит память великого ученого «еретика» Мигеля Сервета.
Испанский врач, естествоиспытатель и теолог - критик догмата Троицы.
Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения (до него это сделали арабские учёные).
В 1553 году Мигель Сервет анонимно опубликовал тарактат: Christianismi Restitutio / Восстановление христианства, где отрицал христианский догмат о Троице.
«Тайна троицы» раскрыта у Сервета как тайна всемирной истории, в которой церковь сыграла роковую роль учреждения, исказившего истину и скрывшего ее от людей. Источник критики христианства у Сервета - неоплатонизм.
Бог, согласно Сервету, един - это идеальный разум, которому чужды кем-то придуманные ипостаси-воздушное «божественное дыхание», «архетип» сущего. Суждения о божественной природе учёный выносил на основе изучения Платона , Зороастра , Фалеса , Гермеса Трисмегиста .
Веру в троичного бога - «тритеизм» - Сервет считал логическим недоразумением, порождением несовершенства схоластики. Понятие о «духе святом» оказалось неверным прочтением в Писании термина «жизненное дыхание», формулы «единосущный», «подобосущный» - насилием над разумом, вредной бессмыслицей.
С «отменой» троицы сопряжено перетолкование природы Христа , который у Сервета не богочеловек, а учитель мудрости. К наставнику, хранителю морального совершенства и страдальцу обратился он с последней в своей жизни фразой: «О, Иисус, сын бога вечного, сжалься надо мной!» А престарелый Гийом Фарель, который вёл Сервета на казнь, в это время повторял: «Иисус, вечный сын Бога». Поучая собравшихся, он говорил в адрес Сервета, что сатана ослепил и опутал этого учёного мужа, несмотря на все его знания.
Наступательный, мобилизующий на борьбу характер учения Сервета был обязан своей бунтарской эсхатологии. В приложении к его сочинению «Восстановление христианства» приведено 60 знаков начавшегося в мире царства антихриста, изгнавшего истинную церковь с земли на небеса. […]
Работа над собой, считает Сервет, должна начинаться с двадцатилетнего возраста, приводя к нравственному совершенству и духовному озарению. Смена «ветхого» человека «новым» обозначается принятием крещения в тридцатилетнем возрасте.
При этом не все смогут обрести «божественный» статус, часть несовершенных людей подлежит телесной и духовной смерти. Но христиане приобщаются к бессмертию при жизни: до полного исправления мира их души отправляются в царство теней. Характерна забота о душах язычников, которые не участвуют в небесном царстве, а находятся в особом, не лишенном известных радостей пристанище. […]
Сервету был вынесен смертный приговор за словесное унижение «тайны троицы», за искажение природы Христа и за протест против крещения младенцев. Судьи отмечали (с помощью Кальвина) в универсальной системе философа-гуманиста лишь то, что можно было квалифицировать как подстрекательство к бунту».
Ревуненкова Н.В., Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации, М., «Мысль», 1988 г., с. 154-155.
В 1546 году в Женеве – в том числе по причине по мотивам личной ненависти – Жан Кальвин (ранее они состояли в переписке и Мигель Сервет отрицательно оценил его рукопись) приказал сжечь Мигеля Сервета на костре как еретика.
«В 1553 году по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды испанский богослов, философ и ученый Мигель Сервет . Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации» - впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. Публичное сожжение Сервета заставило «перринистов» утихнуть. Вскоре после этого был произведён полный разгром идейной оппозиции. Сторонники Кальвина провели несколько крайне пристрастных религиозно-политических процессов, стоивших жизни многим непримиримым его противникам. К 1555 году оппозиция была окончательно разгромлена».
Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с.101.
Мигель Сервет «.. вошёл в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции».
Малая энциклопедия персоналий / Сост.: Золотько А.К., С.А. Кондратюк, Харьков «Торсинг», 2001 г., с. 346.
Сервет Мигель Серве́т Мигель
(Servet) (1509 или 1511 - 1553), испанский мыслитель, врач. Первым в Европе высказал идею о существовании лёгочного кровообращения. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинён в ереси и сожжён.
СЕРВЕТ МигельСЕРВЕ́Т (Servet) Мигель (1509 или 1511-53), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.
* * *
СЕРВЕ́Т (Servetus, Servet) Мигель , испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V (см.
КАРЛ V Габсбург)
. Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером (см.
БУЦЕР Мартин)
и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей.
В этот период он пишет комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином (см.
КАЛЬВИН Жан)
, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.
В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета «Восстановление христианства», излагающий основы его антитринитарной «рациональной теологии» Считая бессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно совершаться уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.
Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре.
На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "Сервет Мигель" в других словарях:
Мигель Сервет исп. Miguel Serveto y Conesa … Википедия
Сервет (Servet) Мигель (1509 или 1511‒27.10.1553, Женева), испанский мыслитель, врач, учёный. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучал математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями «Географию» Птолемея. Высказал идею о наличии… … Большая советская энциклопедия
Сервет, Мигель - СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511 1553), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения. За критику христианских догматов подвергался преследованиям и католиков, и кальвинистов. Обвинен в ереси и сожжен в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЕРВЕТ Мигель - (1509 или 1511 l511) мыслитель, ученый и врач, подвергший резкой критике христ. догматику, в части. догмат о троице. В своем осн. труде «Восстановление христианства» выступал за очищение христианства от искажений его католиками и протестантами.… … Атеистический словарь
СЕРВЕТ (Servetus Servet) Мигель СЕРВЕТИ ФЮНУН (Serveti funun Богатство наук) турецкий литературный журнал, вокруг которого группировались писатели, создавшие т. н. новую литературу. Выходил в Стамбуле в 1891 1944. Защищал западническую… … Большой Энциклопедический словарь
- (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения.… … Википедия
Мигель Сервет Мигель Сервет (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал… … Википедия
Сервет, Мигель Мигель Сервет Мигель Сервет (лат. Michael Servetus, исп. Miguel Serveto y Conesa, 29 сентября 1511, Вильянуэва де Сихена 27 о … Википедия
- (Servet) Мигель (1511 1553) исп. теолог, естествоиспытатель, врач. Учился в ун тах Сарагосы, Тулузы, Парижа, изучал библейские языки, математику, философию, теологию, право, медицину, жил в Германии, Италии, Швейцарии. С. был сторонником т.н.… … Философская энциклопедия
Мигель Сервет: От легочного пути кровообращения до дороги на костер
Средневековье было не лучшим временем для научных открытий: подтвердить их строгими доказательствами зачастую не удавалось, традиция требовала отсылок к признанным авторитетам, а за новаторами внимательно следила инквизиция. В средние века "звание ученого скорее вело на костер, нежели в Академию. И они шли, вдохновленные истиной", - писал Герцен.
Знания, полученные из книг и манускриптов, а также путем наблюдений и собственного опыта, перемешива-
лись в головах средневековых ученых с безосновательными суждениями и суеверием. Но несмотря на писаные и неписаные запреты научный прогресс было не остановить. В медицине он во многом был обусловлен дарованной врачам к концу средневековья возможностью регулярно анатомировать тела умерших. Это позволило Андреасу Везалию в 1543 году выпустить фундаментальный труд "Строение человеческого тела", поставивший под угрозу авторитет канонизированного Церковью Галена. Наградой автору было лишение его
Тропой Прометея
Слева направо: портрет Сервета. Гравюра Кристофера ван Сичема младшего. 1607 г.; "Сервет в тюрьме Женевы". Рисунок Пабло Пикассо. 1904 г.; памятник Сервету в городе Анмас скульптора Клотильды Рош. 1908 г.; "История кардиологии". Фрагмент фрески Диего Ривейры. 1946 г.; "Сервет". Рисунок Хосе Луиса Кано. 1993 г.
кафедры Падуанского университета и приговор к смертной казни от испанской инквизиции, замененный по настоянию короля Испании паломничеством в Иерусалим (из которого Андреасу не суждено было вернуться). "Мне не от чего отрекаться, - считал Везалий. - Я не научился лгать. Никто больше меня не ценит всё то хорошее, что имеется у Галена, но когда он ошибается, я поправляю его". И хотя Везалий не исправил многих ошибок Галена в описании кровообращения и нервной системы, его книга открыла новую главу в истории медицины.
Обучаясь на медицинском факультете Парижского университета, Везалий изучал анатомию вместе с Мигелем Серветом. Сервет в отличие от Везалия использовал приобретенные медицинские познания не только для терапии, но и в качестве аргументации к своим теологическим построениям. О том, к чему это привело, мы и поговорим.
Мигель Сервет собирался стать священником, но выбрал медицину, так как последняя предоставляла больше возможностей для опровержения укоренившихся догм. Он обладал неукротимым духом, выдающимися способностями и стремлением всячески пополнять образование. После публикации антитринитарианских трактатов, где он назвал Троицу плодом воображения и обвинил Церковь в пропаганде "тройственного Бога", Серве-ту пришлось оставить должность при испанском дворе и спешно покинуть родину. "Все тринитарии на самом деле атеисты", - считал Сервет. Испанская инквизиция имела другое мнение.
Сервет перебрался во Францию и под именем Мишеля Виллановануса получил несколько ученых степеней в Тулузе и Париже, в том числе по медицине. В 1535 году в Лионе Сервет выпустил "Географию" Птолемея со своими обширными комментариями и множеством карт. Описания открытой Америки и плаваний Колумба в этом труде сопровождались первым печатным указанием на приоритет Колумба в открытии нового континента и на историческую ошибку, в результате которой Новый Свет назван в честь Америго Веспуччи.
В Париже Сервет так увлекся астрологией, что даже издал в 1538 году труд "Апология астрологии". Эти его занятия вызвали столь сильное неудовольствие парижских властей, что Мигелю вновь пришлось спасаться бегством. Начав в провинции медицинскую практику, Сервет подолгу не задерживался на одном месте. За время скитаний он опубликовал сочинение "О применении микстур", написанное в русле средневековой традиции. В начале 1540-х годов Сер-вету удалось получить должность личного врача вьеннского архиепископа. Во Вьенне в 1553 году под инициалами M.S.V. вышел главный труд Сервета "Восстановление христианства", подытоживший его многолетние изыскания в различных областях знаний. Единственными критериями истины он признавал Библию и разум. В работе подчеркивалась необходимость радикального пересмотра всей религиозной догматики начиная с тринитарного учения. Кроме того, Сервет высказал множество идей, которые никак не могли понравиться адептам ортодоксального христианства.
В 5-й главе "Восстановления христианства" Сервет говорит о Святом Духе, полагая его связующим звеном между Богом и человеком, а не ипостасью Троицы. Переходя далее к описанию души, автор согласно Библии отыскивает ее в крови и заодно дает представление о движении крови в ор-
Сверху вниз: "Смерть Мигеля Сервета I" и "Смерть Мигеля Сервета II". Картины Пирлы Бауласа. 2004 г.
I АСТМА и АЛЛЕРГИЯ 2012/3
Тропой Прометея_
ганизме. Мозгу как вместилищу души Сервет отказывает: "Ясно, что мягкая масса мозга не место для рациональной души, поскольку он холоден и бесчувствен. <...> Жизненный дух берет свое начало в левом желудочке сердца, и легкие очень способствуют его зарождению. <...> Он рождается из происходящего в легких смешения вдыхаемого воздуха с произведенной слабой кровью, которую правый желудочек сердца передает левому. Происходит же эта передача не через среднюю стенку сердца, как обычно считают, но большим усилием из правого желудочка сердца, длинным путем через легкие, приводится в движение слабая кровь, подготавливается легкими, становится золотой и перегоняется из артериальной вены в венозную артерию".
Везалий в "Строении человеческого тела" подал мысль о невозможности прохождения крови через среднюю стенку сердца (на чем настаивал Гален), а Сервет развил мысль своего товарища. Еще через несколько лет ученик Везалия Реальдо Коломбо привел научные доказательства этой гипотезы, которые позже положил в основу своей концепции отец физиологии Уильям Гарвей. Но приоритет в открытии малого (легочного) круга кровообращения следует отдать арабскому медику Ибн ан-Нафису, который еще во второй половине XIII века в своем комментарии к трактату Ибн-Сины дал представление о движении крови из правой половины сердца через легкие к его левой половине. Возможно, Везалий и Сервет были знакомы с трудом Ибн ан-Нафиса, фрагмент перевода которого на латынь дошел до нас. В любом случае, в научный обиход гипотеза вошла без участия Сервета, так как сразу же после издания "Восстановления христианства" книга была запрещена инквизицией и вместе с изображением автора сожжена. Чудом сохранились лишь три ее экземпляра. Сервету же опять удалось спастись бегством. Считается, что каждый его побег не обходился без помощи высокопоставленных лиц.
Ускользнув от инквизиции, Сервет намеревался искать убежище в Италии, но вместо этого оказался в Женеве, где удача ему изменила. В молодости, учась в Парижском университете, он познакомился с Жаном Кальвином и долгое время с ним переписывался. Объединенные идеей о необходимости реформации Католической церкви, поначалу собеседники спокойно обсуждали теологические вопросы. Но впоследствии между ними пролегла пропасть. Кальвин, не терпевший ничьих поучений, получив в середине 1540-х годов письмо от Сервета с предложением устроить диспут в Женеве, пишет своему ближайшему другу: "Недавно Сервет написал мне и приложил к своему письму толстый том своих измышлений, утверждая с невероятной самонадеянностью, что я прочел бы там удивительные вещи. Он заявляет, что готов приехать сюда, если я этого пожелаю. <...> Но я не хочу давать своего согласия; ибо если он приедет, то я, если я еще обладаю некоторым влиянием в этом городе,
не допущу, чтобы он покинул его живым". Столкнувшись с враждебностью Кальвина, Сервет пишет ему вновь: "Так как ты считаешь, что я для тебя сатана, то я кончаю. Вышли мне мою рукопись обратно и будь здоров. Но если ты искренне веришь, что папа - антихрист, то ты также должен быть убежден, что триединство и крещение детей, которые составляют часть папского учения, являются демонической догмой".
На этом их переписка прекратилась, но когда Сервет выпустил свое "Восстановление христианства", куда дерзнул включить три десятка своих писем к Кальвину, ненависть последнего вспыхнула с новой силой. Исследователи считают, что именно по заказу Кальвина одним из его ближайших друзей-протестантов был написан донос на Сервета в католическую инквизицию, в котором раскрывалось имя автора крамольной книги. Когда же Сервет бежал и очутился в Женеве, Кальвин приложил все усилия, чтобы задержать его и предать суду, в котором сам выступил обвинителем.
Женевский суд из трех десятков обвинений оставил только два: антитринитарианство и несогласие с крещением младенцев. Дальше в ходе процесса лишь уточнялось, богохульник и мятежник Сервет или же еретик. Кальвин пытался представить Сервета богохульником с тем, чтобы дело приобрело гражданский, а не религиозный характер. Ведь если б Сервета признали еретиком, а тот бы вдруг раскаялся, его по старой традиции могли бы приговорить к изгнанию. Но Сервет не стал раскаиваться, и его как нераскаявшегося еретика приговорили к сожжению на медленном огне.
"Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом того, что они заблуждаются в толковании какого-либо положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения", - так считал Сервет, до самого последнего мгновения надеявшийся на очередное чудесное спасение. Убийство ученого вызвало широкий резонанс по всей Европе. Себастьян Кастелио в 1554 году выпустил памфлет "Следует ли преследовать еретиков", в котором резко протестовал против казни Сервета: "Убить человека никогда не означает защитить учение, нет, это означает лишь одно - убить человека". На Вольтера, по его словам, казнь Сервета произвела большее впечатление, чем все костры инквизиции. Он писал: "Арест Сервета в Женеве, где он не печатал книг и не пропагандировал свои мысли и, следовательно, не был подчинен женевским законам, нужно рассматривать как акт вандализма и нарушение международных прав".
Процесс над Серветом не только заклеймил Кальвина как христианского фанатика, но и заложил основы для того, чтобы понятием о свободе совести пропиталось законодательство многих стран. Надпись на памятнике Сервету во французском городе Анмас гласит: "Он был непоколебим в своих убеждениях. Ради истины он пожертвовал жизнью".
«Неисправимый» Мигель Сервет
Мигель Сервет родился в 1511 году в Испании, в семье нотариуса, ревностного католика. Отец его был достаточно образованным человеком и стал первым учителем для сына, а потом отдал его в школу. Учителя высоко оценивали способности подростка, который выделялся среди других учеников необыкновенной памятью (он овладел латынью, греческим и еврейским языками), живостью воображения и сердечностью. Когда Мигелю исполнилось 15 лет, отец отправил сына в Тулузский университет, чтобы тот приобрел там профессию юриста. Сервет был пытливым, старательным и упорным студентом, именитые профессора замечали его усердие и прочили ему успех в будущем, однако обстоятельства сложились иначе.
Мигель Сервет. Гравюра XVI в.
В Тулузе студент М. Сервет познакомился с Хуаном Кинтаной – духовником и секретарем испанского короля Карла V, и тот стал покровительствовать духовной карьере юноши. Тулузский университет в первой половине XVI века был не только научным центром, но и ареной острой идеологической борьбы между католиками и протестантами, хотя о свободной полемике не могло быть и речи. Строгий надзор инквизиции не создавал даже видимости свободы, но именно в этом университете Сервету удалось познакомиться с учениями различных направлений христианства. Знание языков позволяло ему читать Ветхий и Новый Заветы в оригинале и сравнивать различные переводы.
При самом усердном изучении Библии М. Сервет пришел к совершенно неожиданному для себя открытию: чем больше вчитывался он в тексты Священного Писания, тем отчетливее видел, что все, чему он раньше свято верил, рассеивается как туман. Он боялся признаться себе, что теряет веру в божественное происхождение Библии. Сомнения одолевали юношу и терзали его сердце. Умолчать о них и пойти против своей совести? Всей душой он был на стороне М. Лютера, У. Цвингли и других реформаторов Церкви, но быть вместе с ними не мог, потому что видел и их заблуждения. Не довольствуясь устными высказываниями, Сервет решил открыто и откровенно написать о том, о чем думал…
В 1531 году он опубликовал трактат «Об ошибках учения о Троице», и уже одного названия хватило бы, чтобы отправить автора на костер. И строгие католики, и ревностные протестанты восприняли эту книгу как произведение весьма вредное, сам же Сервет в предисловии писал, что берется восстановить апостольское учение в его первоначальной чистоте и освободить главный догмат христианства от того, что было, на его взгляд, выдумкой схоластов и только запутывало существо вопроса. Суждения его основывались на тщательном изучении оригинальных текстов Священного Писания, где нет упоминаний о Святой Троице, божественных ипостасях и соотношении лиц в Боге. В своем трактате Сервет утверждал, что Иисус Христос рожден во времени от Бога и Девы: Он – Бог по благодати, то есть человек – носитель божественной мудрости. Бог по природе своей – один, Он – единая субстанция, в которой существуют два соотношения – Дух и Слово. Сам в Себе Бог непостижим, и постичь Его можно только через Слово – Иисуса Христа. Слово – глас Божий, известный порядок в Боге, посредством которого Богу угодно открывать тайны Своей божественности. Слово сделалось плотью, то есть Бог открыл Свои предначертания. Святой Дух – не есть сам по себе какое-либо существо, но Бог есть дух, когда освящает нас, когда дает нам Свой дух. Святой Дух просвещает и освящает человеческое сердце через слово Христа.
После выхода в свет книги «Об ошибках учения о Троице» Сервет вынужден был покинуть Испанию. В 1532 году под именем Михаила Вилланова он появился в парижском колледже Кальви. Но, изменив имя, Сервет не изменил своим убеждениям. В Париже он сосредоточил свои интересы на изучении естественных наук, математики и медицины; не пропускал ни одной лекции знаменитых профессоров, изучал труды древних мыслителей и современных ему естествоиспытателей, участвовал в ученых диспутах. Но нужда не давала ему возможности всерьез заняться наукой, и тогда он решил найти работу, чтобы сносно существовать и заняться любимым делом.
Работа нашлась в Лионе, где Сервета приняли корректором в типографию, издававшую самые различные научные труды.
Через год после первого трактата он издал сочинение «Два диалога о природе и четыре главы о справедливости царства Христова», которое отличается от его предыдущей книги. Не отходя от своих принципиальных позиций, ученый делает значительный шаг в сторону пантеизма: в этом труде образ христианского Бога-Отца у него постепенно расплывается, превращается в нечто бесконечное, неведомое и непознаваемое. Произнося при сотворении мира слова «Да будет!», Бог произвел как бы дуновение, и только с этим дуновением явился Дух Божий, но не прежде. Слово (или Сын) – есть образ, в котором мы постигаем Бога: первый раз Слово явилось в творении, второй раз воплотилось в Иисусе Христе.
Сервет даже не предполагал, какой переполох вызовут его сочинения в среде духовенства. И католики, и протестанты, и кальвинисты – все потребовали, чтобы нечестивца подвергли самому суровому наказанию. Книги Сервета были преданы огню, вольнодумца шельмовали на диспутах, а потом и вовсе отлучили от церкви.
В Лионе Сервет серьезно увлекся медициной, и интерес к этой науке зашел у него так далеко, что он снова решил перебраться в Париж с его богатейшими библиотеками. Теперь он мог себе это позволить, так как скопил достаточно денег, чтобы некоторое время заниматься тем, чем желал, и не думать каждый день о куске хлеба.
Свои занятия Сервет начал в ломбардской коллегии университета, усиленно занимался анатомией, и М. Вилланову были присуждены сразу две степени – доктора медицины и магистра искусств. Старейшие профессора поздравляли своего нового коллегу, а он думал лишь о том, что наконец-то обретет независимость и будет читать лекции, заниматься собственными исследованиями и писать.
Однако в действительности перспективы оказались не такими радужными. Сервет стал читать лекции по географии, математике и астрономии, но стоило ему отойти от установленных традиций и высказать собственные представления по тому или иному вопросу, как это вызвало резкое недовольство университетского начальства. Сервету предложили оставить подобные вольности и излагать учение, одобренное Церковью. От магистра и доктора ждали смирения, а он выпустил язвительный памфлет, в котором обрушился на невежд в науке, назвав их «заразой мира». Парижский парламент потребовал изъять памфлет М. Вилланова, а от него самого – публично извиниться за свое дерзкое сочинение. Но Сервет не стал извиняться, и потому ему пришлось покинуть Париж.
Он поселился в небольшом городке Шалье, расположенном неподалеку от Лиона, а потом перебрался во Вьенн, где ему была предоставлена частная практика. В этом городе Сервет прожил 12 лет, и десять из них были отданы работе над сочинением «Восстановление христианства», в котором он развил идеи своего юношеского трактата «Об ошибках учения о Троице». Он категорически отрицал учение о Святой Троице, обличал протестантов, которые оправдывали веру, не связанную с добрыми делами; славил «милосердие, поднимающее человека до божества – вечное по своему характеру и способствующее достижению будущего века». Что же касается споров между католиками и протестантами, то они беспочвенны, так как заблуждаются и те и другие. Надо говорить о такой религии, которая не совершала бы насилия над разумом, не сковывала бы творческие силы человека, давала бы ученым возможность свободно изучать природу.
В устройстве Римской церкви Сервет видел одни только недостатки и злоупотребления и в ветхозаветной истории находил много примеров, служивших ее прообразом: развращенный Вавилон, Содом и Гоморра, царствование Антиоха и Иеровоама, которые довели колен Израилевых до идолопоклонства; царствование Навуходоносора, разорившего Святой город Иерусалим, и т. д. После такой критики Католической церкви Сервет отверг значение ее обычаев и постановлений, однако много недостатков находил он и в протестантской церкви. По его мнению, она тоже удалилась от первоначальной церкви апостольской, но особенно укорял он реформаторов за презрение добрых дел.
Отрывки из своего «Восстановления христианства» Сервет отправил Ж. Кальвину. Один из столпов протестантизма пришел в неистовый гнев: значит, этот вольнодумец не образумился и опять дерзновенно высказывает свои сомнения в божественности христианских догматов, отрицает право церкви говорить от имени Бога… И через подставных лиц Ж. Кальвин послал донос лионской инквизиции. В апреле 1553 года Сервета арестовали и бросили в одиночную камеру городской тюрьмы Вьенна, которая располагалась на возвышенном месте. Четыре стены и маленькое окошко под потолком, до которого почти невозможно было дотянуться рукой, – таким отныне стало жилище М. Сервета. Допросы утром и вечером, обвинения в ереси, за которыми следовало сожжение на костре. Он пытался доказать свою правоту, но инквизиторы не склонны были выслушивать его доводы: для них он – еретик, которого следует осудить на казнь.
К тюрьме примыкал сад, в котором именитым заключенным разрешалось совершать прогулки. Сад был обнесен стеной, но против нее в одном месте была куча земли, а прямо к стене примыкала небольшая улочка, ведущая к Роне. Крыши двух-трех построек находились близко от тюремной стены… Утром 7 апреля Сервет попросил у тюремщика ключ от сада. Было рано, на узнике был надет ночной халат, и стражник решил, что тому не спится, он хочет прогуляться, и дал ему ключ. Сервет подождал некоторое время, пока стражник удалится, потом, сложив под деревом халат, побежал к стене, перелез через нее и благополучно добрался до реки.
Обнаружив бегство еретика, власти обыскали все расположенные рядом дома, но даже самые тщательные розыски по всем городам Франции не дали результата. Однако 17 июня 1553 года суд над М. Серветом все же был устроен: скамья, на которой должен был бы находиться подсудимый, пустовала, но приговор ему был вынесен. Суд постановил предать Михаила Вилланова, выступившего против христианского учения, сожжению живым на медленном огне, а пока были сожжены кукольное изображение еретика и пять тюков с экземплярами книги «Восстановление христианства».
А М. Сервет скрывался в это время у друзей, хотя положение его было отчаянным: в любой католической стране его ждала кара, объявленная судом города Вьенна. Он не мог появляться на улицах, и, казалось, не было на земле места, где бы он мог чувствовать себя в безопасности. Он покинул Францию и направился в Италию, но по дороге посетил Женеву, где не было инквизиции. Пускай они расходятся с Ж. Кальвиным во взглядах, но не пойдет же тот по стопам инквизиторов… Однако Сервет не знал, что, осуждая инквизиторов, Ж. Кальвин проявлял не меньшую жестокость по отношению к тем, кто отвергал его собственное учение и шел против его воли.
Едва Сервет появился в Женеве, как Ж. Кальвин тут же опознал его, и женевская консистория «сочла правильным заключить Сервета в тюрьму, дабы лишить возможности и далее отравлять мир своей ересью и богохульством, поскольку он известен как человек неисправимый и безнадежный». Те же четыре стены, то же маленькое окошко под потолком и тот же неусыпный надзор тюремщика в узкий глазок двери, обитой железом… Но по законам Женевы обвинитель тоже должен был находиться в тюрьме до тех пор, пока не доказана вина обвиняемого. Однако Ж. Кальвин препоручил обязанности обвинителя своему секретарю Никола де ля Фонтену, который представил на суд написанный рукой реформатора донос на Сервета.
Снова начались расследования и мучительные допросы, вновь от Сервета потребовали, чтобы он отрекся от своих взглядов, вновь начались споры между обвинителем и обвиняемым, которому было предъявлено 49 обвинений: в подрыве устоев христианской религии, отождествлении Бога с природой, выступлениях против Троицы, поддержке мятежных крестьян и т. д. Его обвиняли даже в том, что он бежал от суда католиков… Сервет опровергал все обвинения, заявляя, что выступал не против христианской веры, а за освобождение этого учения от всех извращений, которые внесли в него люди, слишком заботящиеся о своем земном благополучии. Он выступал не против Церкви вообще, а против той Церкви, которая душит свободную мысль и всякое стремление к познанию истины, если эта истина расходилась с установленными догматами. Судьи оказались в затруднении, так как ничего не могли возразить ему. И тогда на судебное заседание пришел сам Ж. Кальвин, но и ему не удалось разбить доводы Сервета. И тогда он обвинил его в подрыве государственных устоев, что могло вызвать серьезные политические последствия. Опровергнуть такое обвинение оказалось не так-то просто…
Проходили дни, недели, месяцы; судьи колебались и не решались вынести Сервету смертный приговор, не желая брать на себя такую ответственность. Но Кальвин, никогда не прощавший своих врагов, был непреклонен; ему удалось навязать суду свою точку зрения, и тот приговорил Сервета к сожжению. Тем не менее Кальвин решил проявить «милосердие»: он выступил против столь жестокого приговора и настаивал на том, чтобы преступнику отрубили голову. На этот раз «немилосердными» оказались судьи…
Ранним утром 27 октября 1553 года на улицах Женевы, ведущих от городской тюрьмы к холму Шампель, начали собираться люди. Стоя группами, они обсуждали предстоящее событие – сожжение еретика, осмелившегося критиковать святое учение. Ждать пришлось долго: только около полудня отворились массивные ворота тюрьмы, и в сопровождении алебардщиков вышел изможденный, скованный цепями человек в изорванной одежде. Сервет с трудом поднял руку, прикрывая ладонью глаза, много дней не видевшие дневного света. А потом жадно вдохнул воздух и покачнулся, опьяненный его свежестью… С трудом сделал шаг: свинцовая тяжесть сковала измученное пытками тело, но он стиснул зубы и медленно пошел по мостовой. Никто не должен был видеть, как ему тяжело: он не склонял головы, когда тюремщики терзали его, требуя раскаяться в грехах, не склонит ее и в свой смертный час…
Сервет медленно шел, чувствуя на себе взгляды сотен людей, которые собрались здесь по воле Ж. Кальвина. Но среди злобных и гневных взглядов Сервет видел и сочувствующие. А сзади все раздавался громкий шепот сопровождавшего его пастора Фареля: «Одумайся! Отрекись! Покайся!»… В ответ он только отрицательно качал головой, и спекшиеся от жажды губы еле слышно произнесли одно слово: «Нет!» У подножия холма Шампель бурлила людская толпа, на почетных местах восседали члены суда, но Ж. Кальвина среди них не было: сославшись на нездоровье, он отказался присутствовать при совершении казни. Сервет увидел сложенные для костра поленья и палача, державшего в руках соломенный венок, пропитанный серой. Он поднял голову, и солнце вновь ослепило его глаза… А палач уже привязывал его к позорному столбу и бросил к ногам книгу «Восстановление христианства», а потом швырнул туда же горящий факел. Сырые поленья разгорались плохо: они только тлели, заволакивая Сервета дымом. Стон заменил последнее слово мученика, и, как рассказывает легенда, какая-то женщина не выдержала этого страшного зрелища и подбросила в костер сухого хвороста… Из книги Иллюминаты. Ловушка и заговор автора Отеро Луис Мигель Мартинес
Луис Мигель Мартинес Отеро ИЛЛЮМИНАТЫ. ЛОВУШКА И ЗАГОВОР Посвящается Cape Введение АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ На протяжении всей человеческой истории возникали тайные общества, которые нередко сами себя определяли как сообщества посвященных. Даже в наши дни прогнившего
Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович«Игор - неисправимый бродяга» В начале двадцатых годов прошлого века, несмотря на послевоенную разруху в Советском Союзе, трое русских студентов каким-то образом смогли отправиться из Москвы на Аляску. Цель путешествия - поиск живых мамонтов!..Можно лишь догадываться о
Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария ПавловнаСервантес Сааведра Мигель де (Род. в 1547 г. – ум. в 1616 г.) Испанский писатель эпохи позднего Возрождения, автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», одного из лучших произведений мировой литературы. Он испытал все превратности судьбы, какие только могут
Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий НиколаевичМигель де Сервантес Сааведра в Алжире «Если раны мои и не красят меня в глазах тех, кто их видел, то во всяком случае возвышают меня во мнении тех, кто знает, где я их получил, ибо лучше солдату пасть мертвым в бою, нежели спастись бегством… Шрамы на лице и на груди солдата -
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич